Папки-передвижки

Особенности изложения связного текста у младших школьников с ОНР

Ксения Ларионова
Особенности изложения связного текста у младших школьников с ОНР

На современном этапе, ситуация, сложившаяся в нашей стране в системе обучения детей младшего школьного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети с общим недоразвитием речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности всех сторон речей - лексической, грамматической и фонетической. Эти дети составляют основную группу по неуспеваемости. Основная причина – недостатки в развитии звуковой и смысловой сторон речи.

Публикация «Особенности изложения связного текста у младших школьников с ОНР» размещена в разделах

В настоящее время в основу начального курса русского языка положено развитие речи учащихся. Письменная речь, так же как и устная, служит основным средством развития мышления. Она не только выражает готовую мысль, но и помогает в развитии мышления. Это имеет большое значение для умственного развития и коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.

Связная письменная речь младших школьников была предметом изучения многих авторов (Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Яковлева В. И.). Характеризуя ее, авторы указывали ряд своеобразных черт. Они отмечали, что для письменных изложений школьников с нарушениями речи свойственны фрагментарность, пропуски важных деталей, неточное или неправильное употребление некоторых слов и выражений, наличие синтаксических и грамматических ошибок [4].

Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает обучаться письменной речи, которая в противоположность устной, требует детального восприятия, обдумывания высказывания. Поэтому, обучаясь письменной речи, школьник значительно продвигается в своем развитии. Таким образом, необходимо всестороннее исследование проблемы развития связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи, т. к. это будет способствовать успешной учебной деятельности и развитию учеников.

Важным видом работы по развитию речи является изложение. Благодаря ему ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Оно служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств.

Одним из важных видов работы по развитию связной речи младших школьников является написание изложений. Ребенок, пересказывая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, впечатления окружающего мира, обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка [1].

Важным этапом овладения письменно-речевой деятельности по мнению Российской Е. Н., является готовность к усвоению новых знаний. Поэтому успешность овладения навыками изложения собственных мыслей в письменной форме у младших школьников зависит от уровня их готовности к самостоятельной письменной речи, которая предполагает сформированность устно-речевых, операциональных и функциональных предпосылок письменно-речевой деятельности [2].

Неполноценность развития речи, а также вторичные психические наслоения приводят к нарушению правильного взаимодействия компонентов речевой деятельности. Поэтому у школьников с общим недоразвитием речи обнаруживается неподготовленность к овладению навыками чтения и правильного письма.

Для изучения уровня сформированности навыков изложения связного текста у младших школьников с общим недоразвитием речи, нами были использована методика диагностики состояния готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи с качественно-количественной системой оценки, предложенная Российской Е. Н. [3]

Анализ письменных работ младших школьников проводился с целью выявления уровня сформированности навыков изложения связного текста. Общее количество всех работ (их было 15) было принято за 100%.

По результатам исследования мы выявили высокий уровень сформированности навыков изложения только у 7% детей. Работы данных детей отличались полнотой раскрытия темы, все основные смысловые звенья были воспроизведены без сокращений, без привнесений. Общее количество предложений в изложении было 10, среднее количество слов 5. У данных детей в письменных работах отмечаются незначительные орфографические и пунктуационные ошибки: слитное написание частиц с глаголами («незахотела», вместо «не захотела», пропуск запятой при перечислении однородных определений. Композиционная структура изложения сохраняется. Присутствует зачин, основная часть и заключение. Текст изложен с помощью простых, но распространенных предложений. Используемые в изложении слова используются в соответствии с их лексическим значением. Текст изложение, максимально приближен к тексту-образцу.

Полученные нами данные показывают, что 13% детей имеют средний уровень сформированности навыков изложения. В работах данных детей тема была раскрыта, но смысловые звенья были воспроизведены с незначительными сокращениями. Достоверность изложения и композиционная структура не были нарушены. Текст изложен простыми не распространенными предложениями. У данных детей в работах отмечались следующие ошибки: орфографические («прохдил» вместо «проходил», «ниго», вместо «него» «нехотела» вместо «не хотела», «пушыстым», «хваст», написание первого слова в предложении с маленькой буквы, пунктуационные (пропуск запятых в сложных предложениях). Общее количество предложений в изложении было равно 6, а среднее количество слов 7.

У 80% детей был выявлен низкий уровень сформированности навыков изложения. В своих работах школьники не смогли раскрыть тему полностью, нарушали достоверность, последовательность событий и композиционную структуру изложения, выпускали при воспроизведении основные смысловые звенья, привносили дополнительную информацию, искажающую смысл. Также в изложении допускались множественные ошибки как дисграфические, орфографические, так и пунктуационные («пиньке» вместо «пеньке», «палоской», «забралосьна» вместо «забралась на» «ел» вместо «ель» и др.). В нескольких работах отмечалось полное отсутствие знаков препинания. Общее количество предложений в работах данных детей не превышало 7.

Таким образом, полученные нами результаты изучения навыков изложения связного текста у младших школьников с общим недоразвитием подтверждают теоретические данные, которые доказывают, что навыки изложения связного текста у большинства младших школьников с общим недоразвитием речи находится на низком уровне сформированности. Полученные результаты показывают необходимость проведения с данными детьми коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи и формированию навыков изложения связного текста.

Список использованной литературы:

1. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [ Текст] :Учеб. пособие / М. Р. Львов. М. : АСТ, 2004

2. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] :Учеб. пособие для студ. вузов. / Е. Н. Российская М. : Айрис-пресс, 2005

3. Российская, Е. Н. Диагностика состояния готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи [Текст] :Учеб. пособие / Е. Н. Российская М. : Айрис-пресс, 2004

4. Яковлева, В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах [Текст] : Учеб. пособие для учителей / В. И. Яковлева М. : Просвещение, 2009

Публикации по теме:

«Мир сказок» сценарий конкурса для младших школьников. Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Тисульского района «Мир сказок» сценарий конкурса.

Адаптация младших школьников средствами музыки Начало обучения в школе является одним из наиболее значимых и сложных моментов в психологическом, социально-педагогическом, а так же физическом.

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы МДОБУ детский сад №1 МО Кореновский район Пересказ рассказа «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Цель: Формирование навыков связного последовательного.

Формирование познавательной активности у младших школьников Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Активизация познавательной деятельности.

Игра ко Дню космонавтики «Космическое путешествие» для младших школьниковИгра ко Дню космонавтики «Космическое путешествие» для младших школьников В моей организации проводятся мероприятия не только на базе самого учреждения, но и в школах, с которыми у нас налажено взаимодействие.

Интелектуальная игра: «Я познаю мир» для младших школьников. Дети входят в зал под музыку Г. Гладкова "Ужасно интересно всё то,что неизвестно" из мультфильма " 38 попугаев",усаживаются за два стола.

Конспект интегрированной ООД «Корзиночка для грибочков» для младших школьников МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка» Конспект организованной образовательной.

Праздник для младших школьников «Осенняя полянка» казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» Сценарий праздника для младших школьников.

Развитие логических суждений у младших школьников МОУ "Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа №6 им. А. Хаткова" Развитие логических суждений у младших школьников (из опыта.

Нарушение письменной речи у младших школьников Речь - это одна из важных высших психических функций человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Письменная речь - одна из видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности изложения связного текста у младших школьников с ОНР
Опубликовано: 24 декабря 2016 в 23:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД