виктория мильо
Особенности изучения сказки в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Методика анализа сказки. Процесс анализа сказки в начальной школе есть своеобразная форма деятельности, в которой «объективируются личные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занять позицию не всезнающего “мэтра”, предлагающего свои знания учащемуся, но позицию соавтора единого акта интерпретации». В процессе анализа сказки учитель и ученики «соприкасаются» лишь в двух моментах: когда берут за основу единые текст и теоретико-методологическую базу. При этом и учителю, и учащемуся необходимо принять следующие установки:
Публикация «Особенности изучения сказки в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
1) учащийся должен усвоить теоретические понятия и овладеть первичными навыками анализа текста;
2) в процессе анализа произведения исключить обращение к учебнику, к «чужому мнению»;
3) ученик должен осознать, что «он не просто “готовит задание”, но именно реализует себя как личность, что он может внести что-то новое в понимание известного произведения. В этом случае задача учителя – помочь учащемуся почувствовать, осознать себя творцом, начинающим литературоведом».
Предлагаем примерную схему анализа сказок на уроке литературного чтения.
1. Источник фольклорного текста.
2. Название сказки.
3. Вид сказки (сказка о животных, волшебная, бытовая).
4. Тема и идея (главная мысль) сказки; проблемы, затронутые в ней.
5. Взаимосвязь сюжета и композиции.
6. Персонажи сказки. Для сказки :
а) персонажи «первого» ряда. Герой (героиня). Происхождение образа, функции;
б) персонажи «второго» ряда: «помощники» героя (героини). Происхождение образов, функции; «противники» / антагонисты. Происхождение, функции.
7. Поэтические особенности сказки.
Важно, чтобы личное восприятие героя четко отражалось в высказываниях учащихся, как устных, так и письменных. Рассмотрим предложенные схемы в ходе изучения сказки «Иван-царевич и серый волк» в 3 классе УМК «Школа России».
Замечательная русская народная сказка полна народной мудрости. Главный герой – Иван Царевич – проходит много испытаний и наконец обретает любовь и признание, но его коварные братья вероломно убивают его. Только благодаря верности и дружбе Серого волка, который спасает Иван -царевича от гибели, сказка заканчивается хорошо. Сцены предательства братьев в конце сказки, переживание героя, хитрость и ум Серого волка вызывают у читателей чувство сопереживания, заинтересованности.
Урок уместно начать с загадки или фразеологизма, которые таят в себе разгадку темы урока. Дети будут строить предположения, о чем этот текст. Например, отчего название персонажей, вопреки правилам русского языка, автор пишет с заглавной буквы. В момент встречи с книгой дети всегда обращают внимание на обложку. Устанавливаем соответствие между словом и изображением. Дети рассуждают, а учитель только посредник между ними и автором произведения.
На следующем этапе звучит выразительное чтение учителя или ученика. Не обязательно читать отрывок сначала. Беседу по содержанию можно продолжать, постепенно усложняя задания. Чем интереснее звучит вопрос, тем больше шансов вовлечь в обсуждение всех учеников. Например, зададим вопрос: «Отчего в этой сказке волк не злой и коварный, а умный и преданный?», «Какую символику несет в этой сказке цвет?».
В ходе обсуждения выясняем, что черный цвет символизирует печаль, и не только. Чем больше загадочного в тексте, тем больший интерес это вызывает у читателя. Дети любят секреты, разные тайны и чудеса. Размышляем, что могло бы быть, если бы Иван-царевич не нарушил запрет волка. Почему он предстал в образе коня, дерева, утки? Положительный или отрицательный герой Иван-царевич, ведь в сказках проходит четкая граница между добром и злом? Выходим на обсуждение различий народной сказки и литературной. Свободен ли автор в выборе сюжета и повествования?
На одном из уроков в 3-м классе по изучению данного произведения выяснилось, что дети испытали самое большое огорчение по поводу предательства старших братьев Ивана Царевича. Как говорилось ранее, младшие школьники очень эмоциональны, когда они узнают, что все закончилось хорошо, и Серый Волк оживил Ивана, дети искренно радуются и считают волка героем. Здесь можно использовать проблемную ситуацию и заставить школьников подумать, что же Ивану сделать с предателями-братьями? Как же поступит герой?
Часто дети считают, что кровавая расправа над братьями оправдана их низким поступком, педагог должен ненавязчиво объяснить детям, что человек должен обладать терпением, великодушием и милосердием и находить в себе силы на прощение. Здесь можно предложить детям подумать, как можно было бы наказать братьев за предательство?
В роли сказочников разрешено побывать каждому. Задаем вопрос: «Что лучше – самому прочитать сказку или послушать ее?». На уроке мы размышляли над ценностями, подлинными и мнимыми; разбирали, что является главным в жизни, а что вторичным. Финал сказки следует понимать как обретение героем истинных нравственных ценностей. Задание на дом носит творческий характер: написать отзыв о сказке «Иван Царевич и Серый волк».
В сказке «Иван-царевич и серый волк» присутствует явная поучительная направленность, но она не нарушает очарования сказки. Лучшие из русских народных сказок отличает особая теплота, мягкость и стремление автора воспитать в читателе лучшие качества: доброту, отзывчивость, трудолюбие, искренность и чувство ответственности за свои поступки. Возрастные особенности проявляются в различном понимании формы построения и степени обобщенности содержания художественных произведений. Практика согласования мнений на уроке помогает преодолеть трудности, связанные с разницей во мнениях.
Существует ряд общих методических рекомендаций по работе с литературной сказкой на уроках 1 - 4 классов:
1. При подготовке к чтению сказки проводится подготовительная беседа;
2. Желательно, чтобы учитель использовал так называемое чтение-рассказывание, поскольку сказка по природе предназначена для устного воспроизведения;
3. Чтение сказки лучше всего сопровождать показом различных диафильмов, иллюстраций, аппликаций, рисунков и т. п. ;
4. При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки. После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям;
5. Пересказ сказки следует очень хорошо подготовить. Он должен выглядеть как рассказывание сказки, близко к тексту, с использованием слов и выражений, свойственных ей. Короткая сказка воспроизводится полностью, длинная по частям. Пересказывать можно, используя словесный план, картинный план, кадры диафильма, слайды, иллюстрации, по цепочке, с опорой на специфические слова;
6. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной — двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках;
7. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом царю — не надо хвастаться». Если дети придут к подобным заключениям, то можно считать, что чтение сказки достигло цели;
8. Прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей;
9. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены — части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.
10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми.
Задания и вопросы:
-Какие установки использует учитель?
- какой ряд общих методических рекомендаций по работе с литературной сказкой на уроках 1 - 4 классов используется?