Лучший педагог года

Особенности консультирования родителей по воспитанию детей в семье

Кристина Терпугова
Особенности консультирования родителей по воспитанию детей в семье

Одним из приоритетных направлений развития образования во всем мире является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, «что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального личностного развития ребенка» [1].

Публикация «Особенности консультирования родителей по воспитанию детей в семье» размещена в разделах

В современных условиях за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.

Согласно нормативным документам, в настоящее время главная роль в поддержке и помощи семье ребенка-дошкольника отводится государственным дошкольным образовательным учреждениям. ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей [2]. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В настоящее время большое внимание уделяется на работу с родителями, поскольку взаимоотношение родителя и педагога очень важны в построении воспитательного процесса. Многие родители не слышат воспитателя, и воспитатели не всегда правильно понимают то, что говорят ему родители, в целях недопущения конфликтной ситуации, есть одна из форм работы с родителями – это консультация.

Консультации (общие или индивидуальные) – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей.

По мнению И. М. Марковской, беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к воспитаннику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать [3].

Такие формы работы помогают родителям сконцентрировать внимание на воспитании детей в семье, усиливают чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, нежность, одобрение, уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, развитию самоуважения и уверенности в себе.

Большую роль в консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Задача воспитателя – научить родителей ориентироваться на реакцию ребенка, но при этом не потакать ей, не допускать манипулирования родителями со стороны ребенка. Важным моментом является также научить предотвращению и эффективному разрешению конфликтных ситуаций, а также анализ застарелых семейных конфликтов между родителями и детьми, между родителями и другими членами семьи, при условии, что эти конфликты отражаются на детско-родительских отношениях.

Описывая работу воспитателя с родителями, важно отметить, что принципиальная особенность в процессе консультирования, в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. То есть, у родителей нет запроса. Например, родителей дошкольника пригласили потому, что представителей дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) беспокоят какие-либо проявления в поведении ребенка. ДОО проявляет тревогу, выражает беспокойство, то есть являются «заказчиком» консультации. Часто за приглашением родителей стоит желание либо «сделать что-нибудь с ребенком», либо добиться каких-то изменений в детско-родительских отношениях, достичь изменения родительской позиции. Ведь именно к этому должны привести «адекватное отношение к ребенку», «согласование семьей и ДОО задач воспитания и развития», чего стремится достичь воспитатель в результате встречи. Ни в коей мере не обесценивания этих задач, признаем, что родители оказываются немотивированными клиентами. Именно поэтому возникает значимый этап консультирования – побуждение родителей к формированию жалоб, а затем и запроса. Допускается, что семья может отказаться от консультации, от идеи изменений.

При реализации данного консультирования встречаются ситуации, при которых родители имеют свою точку зрения, отличную от педагогической. Стоит так же учесть, что в семье ребенок проявляет себя иначе, и что у родителей нет возможности сравнить его с другими дошкольниками. Поэтому, разговор с родителями начинается как с людьми, знающими проблему, а возможно, и своими союзниками.

Между тем, для семьи тема беседы иногда становиться неожиданной, или родители не разделяют высказанную воспитателем точку зрения. Кроме того, проблемы с ребенком воспринимаются иногда как обвинение в родительском некомпетентности. Испытывая чувство вины, родитель может занять оборонительную позицию, начать вести себя агрессивно. Чтобы избежать такой ситуации, предварительно выясняется позиция семьи, описываются все обстоятельства, выделяются сильные стороны ребенка, на которые можно опираться. И только потом обсуждаются «болевые точки» и согласовывается стратегия сотрудничества.

Работа с родителями начинается в ходе обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и в процессе заключительной беседы по результатам обследования. На всех этапах необходимо создать доверительные, откровенные отношения с родителями обследуемого ребенка. В их основе лежат уважение и понимание беспокойства и тревоги, которые испытывают родители. Любой намек на некомпетентность родителей, неодобрение или критика их действий могут привести к сильным защитным реакциям, нарушению контакта или отказу встречаться с воспитателем. Во время первой встречи с родителями воспитателю необходимо понять мотивы обращения за консультацией, разъяснить цели и задачи консультирования.

Многие родители недооценивают объем и сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение готового результата. Важно также избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности.

Таким образом, основная цель воспитателя, работающего с родителями, – достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает : подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит воспитатель; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации, поскольку это поможет им обдумать результаты консультации, найти конкретные меры помощи, проверить их правильность, наблюдая за изменениями в поведении ребенка.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ ( дата обращения: 27.02.2020

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ ( дата обращения: 27.02.2020).

3. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская. – СПб. : Речь, 2002. – 260 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Консультация для родителей «Организация сна детей в семье» Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возрастаОсобенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная.

Памятка для родителей и детей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период изоляции самое время рассказать ребенку дошкольного возраста о нашей природе, земле,.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности консультирования родителей по воспитанию детей в семье
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 09:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД