Кристина Барбазюк
Особенности коррекции нарушения мелкой моторики у детей с ОНР в системе логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье дана характеристика развития детей с общим недоразвитием речи, а так же указана взаимосвязь речевого развития и мелкой моторики. Проводя коррекционную работу по развитию мелкой моторики у детей с ОНР происходит формирование и речевого аппарата. В системе логопедической работы корреляционная работа по нарушении мелкой моторики по мнению исследователей занимает центральное место.
Публикация «Особенности коррекции нарушения мелкой моторики у детей с ОНР в системе логопедической работы» размещена в разделах
Ключевые слова: ОНР, коррекция, нарушение, мелкая моторика, логопед, игры.
На сегодняшний день большие трудности возникают у детей с общим недоразвитием речи. Доказано, что развитие мелкой моторики и речи взаимосвязано. Развивая мелкую моторику у детей, логопед развивает речевые способности.
В последнее время в нашей стране наблюдается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в развитии языка и, в частности, с неправильным фонетическим произношением. На психомоторное и языковое развитие ребенка могут влиять многие факторы: наследственные характеристики организма, общее состояние здоровья, особенно условия жизни и образования. Задержка психомоторного развития может вызывать различные неблагоприятные состояния, которые влияют на развивающийся мозг в перинатальном или постнатальном периоде, или неблагоприятное сочетание этих факторов.
Актуальность этой проблемы очевидна сегодня и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают обязательное влияние игры пальцами на развитие языка ребенка, а также проблему, вызванную неадекватным воспитанием детей в этом вопросе.
На разработку опыта также повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковых игр и упражнений для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений. Способность выполнять небольшие движения с предметами развивается как раз в дошкольных учреждениях. В возрасте 6-7 лет созревание соответствующих участков коры головного мозга и развитие мелких мышц кисти существенно прекращаются. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечаают за речь, и позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Данная работа осуществляется мною как учителем-логопедом в индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности.
Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: при нарушении скорости точности, скорости переключения и координации движений; их движения вялые, им трудно переключаться с одного движения на другое; механизмы последовательной организации движения и межполушарного взаимодействия не сформированы; Отмечается недостаточная способность различать движения пальцев и способность переключаться с одного движения на другое.
Чтобы поддержать интерес детей к процессу коррекционного развития, я использую игры в форме сказки. В сказочной игре «Уборка замка» дети используют марионетки пальца принца и принцессы и практикуют сопоставление существительных с притяжательными местоимениями «мой», «мой». «В каком-то королевстве-государстве жили принц и принцесса. Они жили в красивом и большом замке, поэтому редко убирали его. Давайте поможем им! Как мы говорим о принце, чей он? А про принцессу, чья она?
Дети берут картинку рукой, на которой надета кукла, двумя свободными пальцами: большим и средним. Важнейшим признаком лексического развития ребенка является овладение понятиями обобщения. Процесс усвоения обобщенных слов тесно связан с развитием умения анализировать и синтезировать, с умением обобщать на основе присвоения существенных признаков объектам. [4, С. 7].
Игры «Улитка» и «Гармошка» не только помогают решать эту задачу, но и развивают моторику кисти и пальцев рук, формируют навык правильного звукопроизношения. В игре «Улитка» ребёнок, двигая палец по спирали, называет картинки.
Затем нужно прятать игру и прошу его вспомнить и назвать, например, овощи, транспорт, цветы и т. д. В игре «Гармошка» ребёнок перебирает пальцами так называемую «гармошку» и называет две картинки, затем подбирает подходящее обобщающее слово. Например, груша и виноград – это фрукты; жилет и пижама – это одежда.
Игры и стихи являются одним из эффективных способов развития мелкой моторики. Игры помогают детям научиться свободно управлять пальцами и развить координацию движений. Наряду с этим ребенок будет разгадывать головоломки, запоминать небольшие стихи. Во время игровых занятий у ребенка будут расширяться представления о мире, и словарный запас будет восстановлен. Благоприятное влияние также оказывают различные дидактические шнуровочные наборы, рисование букв со счетных палочек, загадок, люков, которые сопровождаются речевыми играми. Пальцевые игры улучшают память и внимание, помогают развить терпение и настойчивость, развить у ребенка творческие способности и воображение.
Н. Ю. Костылева [2, с. 7] предлагает использовать фонемный ритм как один из эффективных методов работы над коррекцией речи детей. Фонетический ритм учит детей выполнять маленькие и большие движения тела, рук, ног, сопровождаемые произношением звуков, слогов, слов и предложений.
В дошкольных учреждениях особую роль в развитии мелкой моторики играют такие виды деятельности, как ролевые игры, рисование, моделирование, различные виды строительства и элементарные формы работы. В процессе ассимиляции создаются новые виды деятельности, которые являются более сложными и требуют развития новых движений.
Для развития тонких движений рук в дошкольном возрасте была разработана нейропсихологическая методика В. А. Киселевой, А. В. Семеновича, которая включает следующие разделы: развитие двигательных навыков языка, развитие общих двигательных навыков и мелкой моторики пальцев.
Фондовая биржа Большакова [1, С. 4] предлагает игры на пальцах и физические упражнения, которые иллюстрированы рисунками и включают драматизацию. Рассказы даются для пересказа в сопровождении ручных движений. Эти упражнения положительно влияют на развитие внимания, памяти, пространственного восприятия и воображения.
Таким образом, коррекционная работа по развитию тонких движений рук интересовала и продолжает интересовать многих ученых в области логопедии и дефектологии. Разнообразия выбора методик и средств, дает возможность выбрать подходящее для каждого ребенка. При ежедневной тренировки тонких движений пальцев рук, повышается работоспособность головного мозга, тем самым развивается речь ребенка и дает предпосылку к успешному обучению в школе.
Список литературы:
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.
Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи/Н. Ю. Костылева. -М. :ТЦ СФЕРА,2017.-62 с. -ил.
Моурлот Л. И., Ремезова JI.A. Ручная моторика пальцев. Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2017 - 122 с
Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. :АРКТИ, 2018. – 60с.