Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей

Марина Копешкина
Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей

Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения коммуникативной и когнитивной функций.

(Из опыта инновационной деятельности специалистов ПМПК Сормовского района г. Н. Новгорода).

М. Г. Копешкина, специалист ПМПК Сормовского района высшей квалификационной категории, лауреат премии города Нижнего Новгорода.

В данной статье представлен обобщенный опыт инновационной деятельности специалистов ПМПК Сормовского района – по решению одной из актуальных задач специального образования: обеспечение условий успешной социализации детей с ОВЗ.

При разработке концептуальных подходов к решению обозначенной задачи были определены условия, обеспечивающие успешную социализацию, к которым были отнесены: во-первых, обеспечение комплексности психолого-педагогического сопровождения детей в системе школьных и дошкольных образовательных учреждений; во-вторых, формирование коммуникативных способностей детей с использованием как вербальных, так и невербальных средств общения.

ПМПК Сормовского района была создана в 1991 году при управлении образования Сормовского района. В настоящее время ПМПК работает как постояннодействующая в системе школьных и дошкольных образовательных учреждений образования Сормовского района.

К основным направлениям деятельности ПМПК относятся:

- изучение особенностей психофизического развития детей школьного и дошкольного возраста;

- методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей школьного и дошкольного возраста;

- координация деятельности РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов (45 человек, педагогов-психологов школьных и дошкольных образовательных учреждений (15 человек, учителей и воспитателей СКК (60 человек, воспитателей ГКН (73 человека, а также педагогов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений – 44 консилиума.

В рамках инновационной деятельности специалистами ПМПК был обобщен опыт построения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая представлена в методическом пособии «Изучение особенностей психофизического развития детей в системе школьных и дошкольных образовательных учреждений». Своеобразие разработанной модели заключается в том, что диагностическая программа, которая представляет собой не только комплекс подобранных диагностических методов и приемов в соответствии с поставленными задачами, но одновременно и способ их интерпретации с учетом деятельностного подхода к образованию детей с ОВЗ. В разработанной диагностической программе особое внимание уделяется подбору и анализу различных видов помощи при изучении ведущих видов деятельности ребенка, в том числе познавательной и речевой деятельности, а также отдельных психических процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы. В связи с коммуникативно-деятельностным подходом к образованию детей с ОВЗ хотелось бы отметить, что в логопедическом обследовании речь рассматривается и как психический процесс, и как самостоятельная деятельность, имеющая определенную структуру. Важно отметить, что в разработанной диагностической программе особое значение приобретает подбор системы многоуровневых дифференцированных заданий, видов обучающей помощи, использование инструкций с заданными характеристиками и последующим анализом деятельности ребенка в зависимости от предлагаемых инструкций и видов помощи

В контексте разработанной концепции психолого-педагогического сопровождения решалась задача моделирования индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, имеющих сложную структуру нарушений психофизического развития с приоритетным выделением задачи формирования коммуникативных способностей ребенка как одного из условий его успешной социализации.

Таким образом, в результате инновационной деятельности была разработана модель программы психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушений психофизического развития с использованием специальных методов и приемов, в том числе использование альтернативных средств коммуникации. Использование разработанной модели программы психолого-педагогического сопровождения и механизма адаптации специальных коррекционно-развивающих методов и приемов формирования коммуникативных функций ребенка к индивидуальным особенностям ребенка обеспечивает создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как коммуникация является важным средством интеграции ребенка в социум.

В перспективе планируется внедрение разработанной модели психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательную деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений Сормовского района. С целью обучения педагогов образовательных учреждений моделированию индивидуальной программы сопровождения детей с ОВЗ планируется организация цикла семинаров-практикумов по теме: «Построение индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»; с целью распространения опыта по моделированию индивидуальных программ планируется подготовка материала для выпуска II части методического пособия с обобщенным опытом организации взаимодействия педагогов при моделировании индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей со сложной структурой психофизических нарушений.

Публикации по теме:

План-проект «Межведомственное взаимодействие Белорецкой Пмпк с учреждениями МСЭ» План-проект «Межведомственное взаимодействие Белорецкой ПМПК с учреждениями МСЭ» Цикл мероприятий, составленный учителем-дефектологом.

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ 1 слайд:Презентация "Организация деятельности Психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ"2 слайд:Причины обращений в ПМПк-Тяжелая.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей
Опубликовано: 13 марта 2015 в 23:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Фотоотчет. Развивающие пособия из фетра
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию пособия изготовленные самостоятельно для работы с нашими детками имеющими заболевания. Использование развивающих...
Фоторепортаж «Экскурсия в Эфес (Турция)» (продолжение)
Эфес– один из семи чудес древнего мира. Город был коммерческим, религиозным и социальным центром древности. На сегодняшний день это самый большой и лучше...
Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях»
Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях» Все чаще дети из-за невозможности или неумения общаться вживую, делают это в социальных сетях или...