Папки-передвижки

Особенности представлений об окружающем мире у детей с церебральным параличом

Ксения Снитко
Особенности представлений об окружающем мире у детей с церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

- вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств

Публикация «Особенности представлений об окружающем мире у детей с церебральным параличом» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется отношения ребенка к окружающему миру. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Поэтому, на этом этапе, ребенок с церебральным параличом, остро нуждается в помощи педагогов.

Сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. У большинства детей замедленно формируются такие операции как сравнение существенных и несущественных признаков, результатом чего является бедность запаса знаний и представлений об окружающем мире. Они не могут перечислить все, что относится, например, к группе овощей, фруктов, домашних и диких животных и т. д. Учитывая специфику развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями, основная задача – обеспечить их умственное, сенсорное, физическое, моторно- двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое и социальное развитие.

Недостаточность знаний и представлений об окружающем мире часто является следствием того, что со многими жизненными событиями и явлениями ребенок просто не встречался. О многих вещах они не могут рассказать не в силу речевых затруднений, а только потому, что не имеют соответствующих представлений и практического опыта. Так как, у детей с ограниченными возможностями формирование процессов восприятия окружающего мира задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и двигательного-кинестетического анализаторов. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно- предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Все эти нарушения с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного восприятия окружающего мира.

У детей с ДЦП формирование знания об окружающем мире, адекватное восприятие пространственных свойств предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. В силу двигательной депривации и корковых нарушений у большинства детей с ДЦП пространственные представления крайне, недостаточны. Пространственное ориентирование играет значительную роль при подготовке к школе, а в дальнейшем способствует успешному овладению целым рядом учебных дисциплин (письмом, чтением и др. предметами). Следует сказать также о его роли как составной части процесса социально – бытовой адаптации детей с ДЦП в окружающем мире (ориентировка в незнакомом помещении, на улице и т. д.). Первой ступенькой процесса познания пространства ребенком является практика передвижения в нем. Ребенок, передвигаясь в пространстве, осваивает его, накапливает практический опыт, действует с предметами, располагает их в пространстве определенным образом по отношению друг к другу. Но самостоятельно вычленить отношения между предметами в пространстве он не может, т. к. в этом возрасте его внимание привлекают, прежде всего, цвет, форма и свойства предмета.

Литература

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько - Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 192с.

Публикации по теме:

Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа)Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа) Анонс: В своей работе с детьми использую разнообразные методы и приемы по обогащению детей знаниями, для индивидуальной работы использую.

Картотека игр по ознакомлению с окружающем миром и развитию речи для детей первой младшей группы (2–3 года) «Наша группа» Цель: Расширять ориентировку в ближайшем окружении. Уточнять названия предметов мебели (шкаф для игрушек, диван, кресло, стол.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Конспект ООД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей раннего возраста «В лес к друзьям» Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: Образовательные: Побуждать детей узнавать и называть животных леса. Учить выполнять.

Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире»Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» В данное пособие включены такие компьютерные.

Коррекционное занятие по развитию представлений об окружающем мире «Снегири» для дошкольников с нарушением зренияКоррекционное занятие по развитию представлений об окружающем мире «Снегири» для дошкольников с нарушением зрения Коррекционное занятие по развитию представлений об окружающем «Снегири» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: формирование представлений.

Перспективное планирование по познанию (формированию представлений и мире и человеке) в старшей группе по программе «Радуга» Октябрь 1. Знаки вокруг нас. Цель: ввести понятие «знак; показать роль и значение различных знаков в нашей жизни; познакомить с конкретными.

Перспективное планирование по формированию представлений о мире и человеке в старшей группе по программе «Радуга» Февраль 1. Удивительное место на Земле. Степь. Цель: показать богатство и разнообразие природы нашей страны, упражнять детей в умении ориентироваться.

Развлечение по формированию представлений об опасностях в окружающем мире «Моё безопасное лето» в младшей группеРазвлечение по формированию представлений об опасностях в окружающем мире «Моё безопасное лето» в младшей группе " Моё безопасное лето" Летнее развлечение на улице для детей младшего возраста. Цель : - учить детей правилам обращения с опасными предметами,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности представлений об окружающем мире у детей с церебральным параличом
Опубликовано: 10 марта 2024 в 10:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности представлений об окружающем мире у детей с церебральным параличом» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Снитко (УИ 1415157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД