МААМ-картинки

Особенности психологического развития детей раннего возраста

Елена Ващенко
Особенности психологического развития детей раннего возраста

«Особенности психологического развития детей раннего возраста»

Подготовила: старший воспитатель

МДОБУ ЦРР – д/с №24 «Улыбка» Ващенко Е. В.

Ранний возраст - это возраст самый простой и самый сложный. Воспитатель в этой группе должен быть и мамой и волшебником. Мамой - обнять и поцеловать, пожалеть пальчик и т. д. волшебником - иногда ох как сложно догадаться чего хочет малыш, а догадаться необходимо, для того, что понять малышей нужно просто их любить.

Публикация «Особенности психологического развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Необходимо быть искреннем по отношению к маленьким детям, так как они очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие.

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь". Безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его. Оценка поведения, а не личности.

Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение – позиция мамы, приласкать, обнять, пожалеть.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

Воспитатель должен быть грамотным, тактичным, быть образцом для ребенка во всем, и в одежде и в манере поведения, и в речи.

Для того чтобы создать положительную обстановку в группе, понимать детей, необходимо знать в чем особенности психического развития детей раннего возраста, так как именно это объясняет многое поведения детей, то что мы считаем не воспитанностью, оказывается простым возрастной особенностью высшей нервной деятельности.

Психическое развитие - развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания, оно протекает по определенным стадиям (этапам, соответствующим определенному возрастному периоду.

Характерные особенности нервной деятельности детей раннего возраста :

1. Быстрая утомляемость, снижение работоспособности

В течение первых 3 лет, особенно в первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста, даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстро утомляются.

2. Дети не могут длительно сохранять одну и ту же позу, делать много раз одно и тоже движение Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Поэтому занятия должны быть не продолжительными со сменой деятельности, эмоционально окрашены и насыщены наглядностью. Резкие звуки приводят к перевозбуждению, либо вызывают повышенную раздражительность. (В кинотеатре дети либо засыпают, либо перевозбуждаются, не могут длительно идти за ручку в одном направлении).

3. Ребенку тяжело ожидать чего то, при этом ничего не делая

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

4. Дети могут выражать радость или отрицательное состояние, не только эмоциями, но и различными движениями рук и ног.

При выполнении какого-либо действия он часто производит много лишних движений. Радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой, а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопанием в ладоши. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

5. Ребенку сложно быстро переключаться с одного действия на другое.

Часто можно наблюдать, как дети во время гимнастики продолжают предыдущее движение, хотя воспитательница показывает другое. Это происходить в связи с тем, что у детей сравнительно слаба подвижность нервных процессов. Ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого начатого ими действия или выполнения какого-либо движения и быстрого переключения с одного действия на другое. Например требование: Сейчас же перестань смотреть книжку и иди одевайся, трудно выполнимо для ребенка, а если ребенка заставлять это выполнить, это приведет к повышенной раздражительности со стороны ребенка.

6. Трудно сосредоточить внимание, если рядом происходит что то интересное.

Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.

7. Неустойчивость эмоционального состояния

Маленький ребенок очень эмоционален: чувства занимают большое место в его жизни. Многое в его поведении зависит от того, положительно ли к нему относятся, хочется ему или не хочется.

Непременным условием правильно организованной работы с детьми является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка : его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста» Малыш раннего возраста уникален. Его возрастные и психологические особенности отличаются от особенностей младшего, среднего и старшего дошкольного.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста» «Особенности речевого развития детей раннего возраста». После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это.

Особенности детей раннего возраста Каковы особенности детей раннего возраста? Первые три года жизни — это очень важный период для развития основных жизненных навыков и функций.

Особенности развития детей младенческого возраста Особенности развития детей младенческого возраста Каликова Г. А. учитель-логопед, Мусилович Т. А. педагог-психолог ГБУ «Психолого-педагогический.

Особенности развития детей раннего возраста В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Научная публикация на тему: Особенности эмоционального развития детей дошкольного.

Педагогический совет «Особенности развития речи в группе раннего возраста» Особенности развития речи в группе раннего возраста. Одним из центральных направлений педагогической работы с детьми раннего возраста является.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы.

Особенности трудового воспитания детей раннего возрастаОсобенности трудового воспитания детей раннего возраста Автор: Огнистая К. Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста В жизни детей раннего возраста труд не является доминирующей деятельностью.

Возрастные особенности развития детей первой группы раннего возраста Возрастные особенности развития детей Первой группы раннего возраста (от 1,6 года до 2 лет) На втором году жизни развивается самостоятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психологического развития детей раннего возраста
Опубликовано: 30 мая 2018 в 07:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД