Получи документы

Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ

Залина Дзитоева
Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». (Золтан Кодаи

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения.

Публикация «Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ» размещена в разделах

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает положительные реакции, связанные с изменением и улучшением кровообращения, а значит и улучшением обмена веществ, благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

В данной работе я представляю свой небольшой опыт работы развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из своего опыта могу сказать, что именно в старшем дошкольном возрасте я больше внимания уделяю работе над вокально- хоровыми навыками, ибо в младших и средних группах дети не имеют еще никакого опыта в этом и нарочитое внимание этой проблеме могут отвернуть детей от музыки, они могут вообще потерять интерес к ней.

Цель моей работы : «Развить вокально - хоровые навыки у детей старшего дошкольного возраста»

Исходя из этого мною были поставлены следующие задачи:

1 -Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;

2- Развивать эмоциональную отзывчивость во время пения;

3-Формировать певческие навыки;

4- Развивать исполнительское мастерство;

5-Усвоить навыки хорового пения;

6- Расширять музыкальный кругозор.

Новизна данной работы заключается в том, что опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, мной были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения Е. Теличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, Д. Огороднова.

В работе с детьми использую разные методы работы, которые также способствуют развитию вокально - хоровых навыков :

• Наглядный

• Словесный

• Практический

В своей работе использую игровые приёмы, сюрпризные моменты, индивидуально — личностный подход к детям.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, эмоционально, выразительно, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий и вокального кружка. Кружковая система позволяет мне учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, т. е. приоритетным в моей работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

С целью охраны детского голоса учитываю следующие факторы:

· использую для исполнения произведения интересные и красивые, доступные по диапазону и содержанию с учетом индивидуальных особенностей

· осторожно использую крайние звуки, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

· слежу за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

· добиваюсь нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.)

· оберегаю голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, громко, не повторять бесцельно песню и т. д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3, на праздниках (не более 4);

Важно в работе над вокально-хоровыми навыками не забывать о певческой установке, ведь от того, насколько свободно и в то же время активно чувствует себя поющий зависит соответствующее физическое состояние, качество звука, правильное дыхание, эмоциональность.

С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации, расширения диапазона голоса большое внимание на моих занятиях уделяется распеванию. Ведь детский голос очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению.

Систематическое использование маленьких песенок- распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.

Эти распевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов.

Разучивание и пение распевок провожу стоя или сидя на ковре тем самым каждый ребенок ощущает свою значимость.

Начинаю распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даю не более двух. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаю исполнение упражнений в разных вариантах: «эхо», «перекличка», «соревнование»

В практике моей работы имеют место валеологические песенки - распевки, которые носят здоровьесберегающую направленность. Несложный добрый текст и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Основой вокально - хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит чистота и красота звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к освоению техники распределения дыхания

1. короткий, бесшумный вдох, не поднимая плеч.

2. Опора дыхания-пауза или активное торможение выдоха

3. Спокойное, постепенное, без толчков распределение дыхания при пении

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч, помогают упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

Принцип гимнастики А. Стрельниковой - короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями и выдох- медленный, абсолютно пассивный, через рот или нос. ( Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка»)

Также использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. При правильной постановке голоса звукообразование должно быть естественным, легким, дети должны петь без крика и напряжения.

Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

1. На отдельных гласных звуках найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя (ре1-си1)

2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.

3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Надо учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении и освоить его легко в дошкольном возрасте. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе. Использую такие игровые упражнения, как: «Нарисуй мелодию!», «Едем по дороге», «Игра с мячом», «Качели», «Ракета».

Дикция формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Работу над дикцией начинаю с формирования округлых гласных и отчетливого произношения согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в веселых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, поясняем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, упражнения артикуляционной гимнастики.

Основная цель артикуляционной гимнастики- выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции (губ и языка, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. (комплекс артикуляционной гимнастики «Котик Рыжик», компл. Упражнений для мышц мягкого неба и глотки «Жаба Квака», динамические артик. упражнения «Птенчик», «Улыбка», «Трубочка», «Часики» и т. д.

Работу над чистым интонированием начинаю с понятия высоты звука.

Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую «показ рукой».

Хороший результат в работе над интонацией дает упражнение «рисуем голосом»

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. … С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Здесь большую роль играет педагог- показ четких вступлений и снятий. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности и эмоциональности.

В работе над ансамблем хорошо использовать приёмы пения «по цепочке», дуэтом, трио (с воспитателем, поочередное пение (воспитатель, дети, муз. руководитель). К пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя».

Все перечисленные вокально-хоровые навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Итогом работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в конкурсах, в театральной деятельности.

Основанием для выбора направления работы «Особенности работы над вокально- хоровыми навыками в дошкольных образовательных организациях» послужили результаты диагностики развития вокально- хоровых навыков, которую проводила в старшей и подготовительной группах детского сада №7 г. Алагир.

Заключение.

Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

Итогом моей педагогической деятельности стала самореализация детей в песенной деятельности, которая выражается в уверенном и успешном исполнении песен на концертах, вечерах, досугах, утренниках.

Поэтому в дальнейшем планирую совершенствовать работу над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ
Опубликовано: 22 октября 2021 в 01:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы над вокально-хоровыми навыками в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Залина Дзитоева (УИ 129455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД