Лучший педагог года

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе (13 фото)

Анна Бурмистрова
Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе

Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области.

Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе.

Одной из самых актуальных и значимых тем в дошкольном образовании является поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и его самоценности. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основные качества будущего человека. В сельской местности значение существования детского сада особенно велико, часто он становится единственной возможностью выхода в большой мир для сельского ребенка. Разновозрастная дошкольная группа при сельском общеобразователь -ном учреждении создается для детей от 3до 7 лет. Цели группы – создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического, психического и личностного развития ребенка, обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Публикация «Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе» размещена в разделах

Я работаю в сельской дошкольной разновозрастной группе при школе. Пока один год. Раньше я работала в городском саду с одновозрастными группами. В моей группе 10 человек от 3 до 7 лет. Из них : три ребёнка в возрасте 3-4 года (2-я младшая группа, одна девочка – от 4 до 5 лет (средняя группа, 4 ребёнка – от 5 до 6 лет (старшая группа, двое – от 6 до 7лет (подготовительная к школе группа,т. е. дети всех четырёх возрастных категорий. Начала организовывать работу в разновозрастной группе, изучив педагогическую литературу по теме.

Работа в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Педагог должен:

• знать программы возрастных групп;

• уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

• правильно распределять внимание, понимание и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

• обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Самая главная особенность организация работы в разновозрастной группе - это осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку. Я изучила семьи детей, познакомилась с родителями, наладила контакт с ними.

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста : малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.

Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен.

Я стараюсь организовать такой микроклимат в группе, чтобы все дети были не обделены вниманием; разного вида занятия были эффективными; методы обучения проводились в соответствии с усложнением материала.

Разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал, однако нужна кропотливая работа.

В первую очередь я создаю благоприятные условия для режимных моментов. Столы и стулья расставила в соответствии с возрастом и ростом детей. Правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Стиль воспитания должен быть направлен на становление отношений сопричастности у детей разного возраста, сочетать в себе:

- высокую включенность, позволяющую понимать актуальные запросы развития каждого ребенка;

- организацию разновозрастного сообщества детей с учетом этих запросов;

- поддержку детской активности, инициативы для возможности проявления индивидуальности и творческого начала каждого ребенка;

- направленность на детскую общность.

Я понимаю, что требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Надо так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.

Т. к. в моей группе представлены все возрасты дошкольников, я разделила её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:

• Младшая - три - четыре года.

• Средняя — четыре-пять.

• Старшая — шесть-семь.

Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия я продумываю план его проведения и работу с подгруппами : если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка : кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.

Утром, когда все дети собираются, начинаем день с приветствия друг друга, пожелания здоровья и хорошего настроения. А потом музыкальная зарядка, которую дети очень любят.

При планировании и организации занятий, я стараюсь соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. А также стремлюсь к реализации и других важных требований дошкольной педагогики : о соблюдении времени проведений занятий, их последовательности, о сочетании занятий. Я организую проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы для каждой возрастной категории.

Я не удаляю детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Почему? Во-первых: нет такой возможности. Во-вторых: дети, которые не участвуют непосредственно в образовательной деятельности (в данном случает дети 3-4 лет, становятся более дисциплинированными, а также невольно заинтересованными в том, что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то, но запомнят для себя.

При проведении таких занятий стараюсь держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Для младших детей проводится занятие 15-20 минут. Чем занимаются в это время старшие дети? Если занятие подразумевает работу за столом (рисование, лепка, аппликация, ФЭМП, то для них организуется деятельность по выбору: рисование, самостоятельное конструирование из кубиков, мозаика или работа в дополнительных тетрадях. Во время занятий, дети старшего возраста могут помочь младшим. И делают это с желанием.

После завершения работы с детьми младшего возраста, организуется перерыв для детей всей группы. Хочу отметить, что физкультминутки во время занятий делают все дети.

После перерыва начинается занятие со старшими детьми. Теперь уже для детей младшего возраста организуется деятельность по выбору.

Дети младшего возраста наблюдают за занятиями. И хочется сказать, что мои малыши, которые были с детьми возраста 6-7 лет, на занятиях по обучению грамоте, к концу учебного года знали почти все буквы.

На занятиях по развитию речи, природному, социальному миру стараюсь вовлечь в образовательный процесс детей всей группы.

Стараюсь обеспечивать активность и работоспособность детей во всех группах. Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильные темп и ритм любой деятельности. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста. Здесь помогает мультимедийное оборудование.

Огромное значение для всестороннего развития детей имеет организация развивающей среды в группе. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС. Создавая и пополняя развивающую среду группы, я учитывала особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Больница», «Гараж», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Театр», лаборатория «Экспериментайка»; для малышей сухой бассейн; для развития творческих способностей игровой уголок, где имеются различные игры для их возраста.

Разновозрастные группы - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т. д.

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактические, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактической игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактической игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и, по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.

Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируются и адаптируются в школе.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе
Большевистская школа Кольчугинский район Владимирской области Воспитатель Бурмистрова Анна Степановна Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Одной из самых актуальных и значимых тем в дошкольном образовании является поддержка разнообразия детства сохранение уникальности и его самоценности Именно в дошкольном возрасте закладываются все основные качества будущего человека В сельской местности значение существования детского сада особенно велико часто он становится единственной возможностью выхода в большой мир для сельского ребенка Разновозрастная дошкольная группа при сельском общеобразователь ном учреждении создается для детей от до лет Публикация Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе размещена в разделах Темочки Я работаю в сельской дошкольной разновозрастной группе при школе Раньше я работала в городском саду с одновозрастными группами В моей группе человек от до лет Из них три ребёнка в возрасте года я младшая группа одна девочка от до лет средняя группа ребёнка от до лет старшая группа двое от до лет подготовительная к школе группа т дети всех четырёх возрастных категорий
Публикации по теме:

«Новогодний декупаж» в старшей разновозрастной дошкольной группе«Новогодний декупаж» в старшей разновозрастной дошкольной группе Декупаж – достачно новая и интересная техника. Техника декупажа является одним из видов аппликации. Основной и доступный материал для.

Анализ учебно-воспитательной работы в смешанной разновозрастной группе Анализ учебно-воспитательной работы за 2014-2015 учебный год по смешанной разновозрастной группеГДО МОКУ «Олекминская СОШ». (предлагаю.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Планирование работы с родителями на год в старшей разновозрастной группе Планирование работы с родителями на год в старшей разновозрастной группе. Сентябрь 1. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни.

Проект по формированию представлений о профессиях «Все работы хороши» в разновозрастной группе Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: познавательный По числу участников проекта: групповой По времени проведения: краткосрочный.

Сценарий познавательного развлечения «Путешествие в страну полезных продуктов» для детей дошкольной разновозрастной группы Сценарий разработала и составила воспитатель первой квалификационной категории детского сада N76 города Рязани Бальзамова Наталья Григорьевна.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе
Опубликовано: 20 августа 2021 в 08:31
+234Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД