МААМ-картинки

Особенности работы по развитию речи в театральной деятельности

Людмила Остроушко
Особенности работы по развитию речи в театральной деятельности

В работе с детьми мы опираемся на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.

Публикация «Особенности работы по развитию речи в театральной деятельности» размещена в разделах

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

- социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;

- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;

- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

При слушании, чтении, при пересказе, драматизации сказок происходит становление речевой культуры дошкольников. Развиваются основные языковые функции - вербально-образный компонент речи и способность к общению, пониманию, диалогу.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Речевые игры и упражнения делятся на три вида:

- дыхательные и артикуляционные;

- дикционные и интонационные;

- творческие (со словом).

При работе над спектаклем формируются такие качества личности, как активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Последовательность работы по развитию речи дошкольников с помощью театральной деятельности :

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.

Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко, миска (Может в этой миске испекли Колобок) и т. д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок.

Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

При введении проблемных игровых ситуаций театрализованные игры проводятся в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В процессе работы над ролью мы используем следующие методические приемы для развития речи детей :

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Публикации по теме:

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения. Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем.

Формирование этических представлений у дошкольников в процессе театральной деятельности из опыта работы Каждый человек в течение жизни может выполнять различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начинает осмысливать окружающую.

Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.

Опыт работы «Развитие интереса младших дошкольников средствами театральной деятельности» Актуальность опыта работы. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел.

Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности. Е. А. Фароян В процессе общения формируются и развиваются.

Представление работы по театральной деятельности детейПредставление работы по театральной деятельности детей «Театр - это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Развитие речи дошкольника в театральной деятельности Развитие речи - главный показатель умственного разви тия ребенка. Результаты педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного.

Совершенствование работы по развитию речи в театрализованной деятельностиСовершенствование работы по развитию речи в театрализованной деятельности Театр-это не просто игра,театр-чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность,что способствует развитию.

Развитие речи детей средствами музыкально-театральной деятельности в дошкольном учреждении (из опыта работы) Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном образовательном учреждении я веду занятия по театральной деятельности уже более 15 лет. Все эти годы.

Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ. " В современном мире значительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы по развитию речи в театральной деятельности
Опубликовано: 20 мая 2018 в 21:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД