Морозова Ольга
Развитие речи детей средствами музыкально-театральной деятельности в дошкольном учреждении (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном образовательном учреждении я веду занятия по театральной деятельности уже более 15 лет. Все эти годы я стараюсь выстраивать свои занятия с детьми на основе интеграции музыкально-театральной деятельности в различные образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникацию», «Социализацию», «Художественное творчество», «Физическую культуру», «Здоровье», «Музыку». В ходе проведения музыкально-театральных занятий, а также в процессе подготовки и воплощения замысла постановки музыкально-театрализованного представления, мною разрабатываются и проводятся мероприятия, сочетающие в себе элементы интеграции этих образовательных областей, ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Но сегодня особое внимание хотелось бы уделить развитию речи детей.
Публикация «Развитие речи детей средствами музыкально-театральной деятельности в дошкольном учреждении (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Всем известно, что образовательная область «Чтение художественной литературы» предполагает достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Приведу пример интеграции музыкально-театральной деятельности с «Чтением художественной литературы», которая осуществлялась в ходе ознакомления детей с произведениями К. И. Чуковского. Вначале я выразительно читала детям сказку «Краденое солнце». Спрашивала, интересно ли было слушать сказку. После утвердительного ответа читала тот же текст невыразительно, нудно, невнятно. Снова спрашивала детей, понравилось ли им. Ответ был отрицательным. Так же дети слушали в моем исполнении короткие рассказы, одни из них были благозвучны, излагались красивым литературным языком, а другие содержали короткие односложные предложения и слова-паразиты, например: «Ну, это… Как там.» и пр. Дети выбирали произведения, согласно своему эстетическому вкусу. Далее детям предлагалось выполнить различные упражнения на выразительность речи, например, по ролям произнести диалогическую скороговорку «Видели ли вы Лидию?», выделить вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию.
Этот же прием использовался мною в процессе исполнении миниатюр по детским стихам. Придумывать и общаться красивыми развернутыми предложениями предлагалось детям в ролевых миниатюрах «Зайчиха мать и зайки-крошки», «Медвежья зарядка» и т. д. Кроме того, была проведена викторина «По сказкам Чуковского», где дети отвечали на занимательные вопросы, например «Как мог крокодил проглотить солнце – оно же горячее?». Дети догадывались, как это могло произойти и объясняли педагогу, что солнце просто зашло за тучу, а так как в лесу большие деревья не дают зверям увидеть небо, они и подумали, что солнце проглотил крокодил, потому что от крокодила никто ничего хорошего не ждал. Заметьте, что все эти догадки дети должны были выразить словами, постараться изложить их доходчиво и понятно, как для сверстников, так и для педагога.
Такие занятия, несомненно, развивают литературную речь детей, приобщают к словесному искусству, в том числе, развивают художественное восприятие и эстетической вкус.
Также огромное влияние на развитие речи ребенка оказывает образовательная область «Коммуникация». Она направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение нормами речи.
В процессе работы я обращаю пристальное внимание на общение детей между собой (а также и со взрослыми). В ходе театрально-музыкальной деятельности детям предлагаются этюды на взаимодействие, например, «Солнышко и тучка», где один ребенок, или педагог (Солнышко) должен бояться, что тучка может заслонить его, а другой (Тучка) должен уговорить Солнышко поиграть с ним. Дети в этом этюде могут применять слова, просьбы, уговаривать, использовать мимику, жесты, пластику, а также найти компромисс – выход из положения, устраивающий обоих. Таким образом, в процессе театральных занятий дети осваивают коммуникативные умения, в игровой форме постигая роль, значение и эффективность воздействия на партнера интонации речи, выразительности мимики и жеста, пластики тела, смысла слова.
Тесные связи музыкально-театральной деятельности с образовательной областью «Коммуникация» можно рассмотреть и на примерах разыгрывания актерских этюдов и некоторых театрализованных сценок. Например: девочке (Зайчихе) надо уговорить мальчика (Медведя) спасти солнышко и убедить его в том, что он сильный. Для этого детям необходимо обратиться друг к другу, убедительно, внятно, эмоционально озвучить свои предложения или совершить какое-нибудь действие, направленное на взаимодействие с другим. При этом ребенок, в случае возникающих сомнений со стороны педагога, почему именно так он сказал или поступил, должен уметь аргументировать свои слова и действия, отстаивать свою точку зрения. Например, я спрашиваю в процессе репетиции: «Может быть, и не нужно нам солнце, зачем его освобождать, будем жить в темноте» (спектакль по мотивам сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»). Дети отвечают, что в темноте опасно, страшно, ничего не видно и не интересно. Здесь происходит еще один момент – мотивация детей на дальнейшее развитие действий, на достижение конечной цели - вернуть солнце.
В наших театрализованных представлениях практически всегда звучат стихи, которые дети учатся выразительно читать, а также различные диалоги и монологи, которые все стараются произносить выразительно и артистично. Для этого используются игровые упражнения на расширение голосового диапазона. Например, скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» нужно произнести сначала тихо, потом громче и совсем громко. Это упражнение выполняется как индивидуально – для того, чтобы дети могли услышать сами себя, так и всей группой, чтобы дети учились говорить хором, слаженно, подстраивались друг к другу и чувствовали силу вместе взятых голосов. Еще одним примером заданий, которые способствуют развитию слуха и голоса может служить речевое упражнение «Эхо». Выполняя его, дети должны ответить так же, как им была послана фраза педагогом – повторить ее с той же громкостью, звуковысотностью, тембровой окраской. Детям предлагается не только проговаривать, но и пропевать эти фразы, стараясь чисто интонировать. Таким образом, это упражнение способствует не только развитию коммуникативных качеств у детей, но и развитию их музыкального слуха.
В ходе наших занятий реализуются такие задачи образовательной области «Коммуникация», как развитие свободного общения детей со взрослыми, умение договариваться о распределении обязанностей в группе сверстников, распределение работы по способу общего и совместного труда. Музыкально- театральные игры и упражнения служат для расширения детского словаря, осваивания выразительных средств языка, а также для развития эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.