Лучший педагог года

Особенности развития и обучения детей с ЗПР дошкольного возраста.

Ирина Владимировна Пилевич
Особенности развития и обучения детей с ЗПР дошкольного возраста.

Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Понятие «задержанное развитие» ввел В. В. Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от:

1) функциональной локализации нарушения;

2) времени поражения

Публикация «Особенности развития и обучения детей с ЗПР дошкольного возраста,» размещена в разделах

Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В. В. Лебединский)

Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. (Н. М. Назарова)

Клинико- психологическим изучением детей с зпр в нашей стране занималтсь Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, В. В. Ковалев. Каждый из них предлагал свою классификацию, но все они строились по этиопатогенетическому принципу. Классификация детей с задержкой психического развития по К. С. Лебединской

ЗПР конституционального происхождения

наблюдается у детей с психофизическим и психическим инфантилизмом.

«Психический инфатилизм»- личностная незрелость.

Для них характерны:

- большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность. Для них характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот;

при выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление;

дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится;

отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе.

Гармонический инфатилизм- это равномерное проявление инфатилизма во всех сферах:

-эмоциональной

–речевой

-интеллектуальной

-волевой сферах.

В некоторых случаях наблюдается психическое отставание, а иногда имеется и физическое отставание, т. е. психофизическое отставание в целом.

К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

ЗПР соматогенного происхождения

«сомато» – тело. К замедлению темпа психического развития приводят длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга).

Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т. д.

У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.

Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал.

В упадок работоспособности могут отказаться от работы.

Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

ЗПР психогенного происхождения

Задержка психического развития связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

Эти условия безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания ребенка.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга, токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена.

Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно.

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности.

Эмоционально- волевая

• отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций

• характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности

• игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием

• низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости

Память

• значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный

• недостаточная прочность запоминания

• кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение

• хуже развита вербальная память, лучше зрительная

• страдает способность к логическому запоминанию.

• лучше развита механическая память

Внимание

• внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках.

• малый объём внимания;

• дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);

• наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;

• часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.

Замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации

• в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе.

• - сужен объём восприятия;

• - наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);

• - наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов»;

• - нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов, величины, формы, времени, пространства;

• - затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

• - физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

• - затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).

Недостаточная сформированность умственный операций

• анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д. ;

• особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже.

• не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

• не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи

Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов.

Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем

• Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем,

• недостаточно сформированные пространственные и временные представления,

• бедный словарный запас,

• несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Отставание в речевом развитии:

• страдает звукопроизношение,

• фонематический слух,

• нарушен грамматический строй.

• связная речь,

• построение связного высказывания,

• нарушена смысловая сторона речи.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

Литература:

Специальная психология Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений Издательский центр «Академия» 2003

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии ООО издательство «Речь» 2003

Ю. Е. Веприцкая «Развития внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет.

Цикл занятий «Мир эмоций». Волгоград: изд. «Учитель», 2007г.)

Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. /авт. -сост. М. Р. Григорьева. - Волгоград: Учитель, 2009.-156с. : ил.

Публикации по теме:

Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста Практикум по детской практической психологии на тему: «Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста» Ф. И. О. : Земскова.

Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам,.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста 1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Самойлович Анна Геннадьевна.

Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (5-7 лет, считается важным и ответственным этапом личностного формирования каждого человека. В этот период происходит.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаНа каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Консультация «Особенности развития мышления детей с ЗПР» Статья Тема: «Особенности развития мышления детей с ЗПР» Тихонова Эльза Юрьевна МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития и обучения детей с ЗПР дошкольного возраста.
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 18:22
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД