Оксана Лавриненко
Особенности развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
К детям с нарушением зрения относятся :
1. Слепые дети - дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется цветоощущение или остаточное зрение, максимальная острота которого 0,04 на лучше видящем глазу с применением средств коррекции (очки).
По степени потери зрения выделяют 2 категории детей :
о Абсолютно слепые дети - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
Публикация «Особенности развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
о Частично слепые дети - дети, имеющие цветоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04.
2. Слабовидящие дети - это дети острота зрения у которых находится в пределах 0,05 - 0,2 при применении обычных средств коррекции (очки).
3. Дети с амблиопией и косоглазием
Амблиопия - это понижение зрения, обусловленное функциональным расстройством зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты зрения.
Косоглазие (гетеротропия) - это отклонение одного из глаз от совместимой точки фиксации.
Кроме снижения остроты зрения могут быть отклонения в состоянии других зрительных функций:
о Катаракта - заболевание глаза, характеризующееся помутнением хрусталика.
о Глаукома - хроническое заболевание глаза характеризующееся повышенным глазным давлением.
о Атрофия зрительного нерва - это нарушение связи между сетчаткой глаза и зрительным центрами.
о Астигматизм - аномалия рефракции, при которой преломляющая сила оптической системы не даёт на сетчатке точного фокусного изображения.
о Нистагм - это непроизвольное колебательное движение глазных яблок, которые совершаются в разных направлениях
о Близорукость (миопия) - это аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы находится между сетчаткой и хрусталиком.
о Дальнозоркость (гиперметропия) - это аномалия рефракции, при которой главный фокус оптической системы находится позади сетчатки.
о Дальтонизм - это расстройство цветового зрения, когда ребёнок не различает синий, красный, зелёный, жёлтый.
о Ахромазия - тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризируется полной потерей способности различать цвета.
Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Но это не означает, что при слепоте или глубоких нарушениях зрения человек теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы могут отражать ту же сторону предмета, те же его качества, что и зрение. Осязание, например, как и зрение позволяет выяснить форму, протяженность, величину предмета, свойства и качество материала из которого он сделан, установить пропорциональные отношения. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной.
Известно, что при нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений, связанных с отклонением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно - образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций: нарушается быстрота, точность, координация, темп движений.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому. Что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из - за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно - практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формирование предметно практической деятельности детей.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно - двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на сваё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.
При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития мелкой моторики и осязания.