Александра Эрназарова
Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы).
Эрназарова Александра Алексеевна
МДОУ «Детский сад
Публикация «Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы)» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
№114»
Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним из видов одаренности является природная музыкальная одаренность. Чем быстрее музыкальный руководитель выявит и начнет целенаправленную работу по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и стать успешной не только в музыкальном творчестве, но и в жизни.
Для того чтобы раскрыть и развить творческий потенциал детей дошкольного возраста с выраженной музыкальностью, необходимы определё нные педагогические условия:
- Метод выявления детей с выраженной музыкальностью.
Для выявления музыкально - одаренных детей используется метод педагогического наблюдения. Диагностика ребенка представляет собой выделение у него 3х основных музыкальных способностей :
Ладового чувства ( Пример упражнений: «Повтори звук», «Правильно ли спета мелодия»);
Музыкально - слуховые представления ( Пример упражнений: «Пение знакомой мелодии без сопровождения», «Подбор на металлофоне знакомой попевки»);
Чувство ритма ( Пример упражнений: «Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии»).
На музыкальных занятиях педагоги могут выделить группы воспитанников по тем или иным качествам: любит солировать в песне, танце или инсценировке; быстро и легко изучает новый музыкальный материал; более эмоционально отзывается на исполняемый репертуар, чем другие дети. В каких-то случаях эти признаки выражены достаточно ярко, а в каких-то только начинают проявляться.
Предметами для педагогической диагностики могут выступать все виды музыкальной деятельности на занятии:
Выраженное стремление к музыкальной деятельности :
Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано;
Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене;
В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.
Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:
Инициативность;
Креативность, продуктивность;
Образность, эмоциональность.
Характер общения и поведения на музыкальных занятиях :
Заинтересованность;
Инициативность;
Активность;
Творчество.
- Дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания.
Дифференцированный подход в музыкальной работе с одаренными детьми строится на основе тщательного изучения педагогом природных, возрастных и личностных особенностей ребенка. Данный метод применяется в индивидуальной и коллективной деятельности.
Индивидуальный подход характеризуется раскрытием творческих способностей и возможностей конкретного ребенка, его сильных сторон, особенностей эмоционального восприятия и характера (индивидуализация творческого развития).
Коллективный подход характеризуется объединением детей в группы по наличию у них общих качеств и музыкальных способностей.
- Разработанная программа для детей с выраженной музыкальностью : групповая и индивидуальная работа.
Программа является комплексной и включает в себя 2 вида работы с одаренными детьми.
Программа может быть разработана педагогом самостоятельно, учитывая творческие способности и возможности группы или конкретного ребенка, или выбрана из уже существующих методических программ (К. В. Тарасовой, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю. Б. Алиева и А. Н. Зиминой).
Задачи индивидуальной работы по программе :
Научить ребенка подробно переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую.
Развивать вокальные способности детей (петь «чисто» и выразительно).
Дать основы интонирования для пения соло, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента и «а капелла».
Формировать и развивать звуковысотный слух у детей, учить «чисто» интонировать, т. е. пропевать своим голосом «про себя» или вслух основную тему любой мелодии.
Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости и уникальности на сцене.
Задачи групповой работы по программе :
Дать основы интонирования ансамблевого пения в унисон, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента и «а капелла».
Научить детей не только пропевать или подпевать музыкальный материал, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием инструмента, свое пение с пением других детей, находить различия.
Правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.
Развивать в детях артистическую свободу, умение держаться перед публикой.
Рождать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен, воспитывать желание воспринимать и исполнять хорошую музыку.
- Предметно - развивающая среда :
Картотека музыкально - дидактических игр и методические пособия, направленные на развитие музыкальных способностей.
Разнообразный и вариативный музыкальный материал, подобранный с учётом возможностей и предпочтений детей (должен быть интересен детям).
Качество и новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента (оборудование музыкального зала : фортепиано, муз. центр, мультимедийная установка, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.
Музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, фортепиано, баян, аккордеон, флейта) и шумовые инструменты.
- Работа с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечение их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
Одним из необходимых условий взаимодействия с одарёнными детьми является организация работы с их родителями. Родитель является незаменимым партнером и помощником специалисту и воспитателю. Задача педагога дать родителю полную информацию о наличии способностей ребенка о важности их развития и необходимой мотивации со стороны семьи для активной поддержки и реализации задатков и способностей дошкольника.
Педагогическая работа с родителями реализовываться в 3х направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка.
Беседы и семинары ( темы: «особенности одаренного ребенка дошкольного возраста», «влияние стилей детско-родительских отношений на развитие одаренности детей», «ступени становления детской одаренности и роль взрослых в ее раскрытии» и др, индивидуальные консультации.
2. Организация информационной среды для родителей:
Групповые родительские собрания, практикумы, мастер-классы с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности», «Творим вместе», «Как создать уголок творчества дома»);
Памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию с детьми с целью развития творческих способностей.
Фотогалереи талантов, выставки работ, ставших победителями конкурсов.
Благодарности родителям за помощь и участие в образовательном процессе ДОУ.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.).
«Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант» - И. В. Гете.
Педагогам так важно дать новому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. Именно благодаря единому подходу всех участников отношений, к раскрытию и развитию маленькой одаренной личности, мы сможем развить это явление природы, не дав ему угаснуть.
Список использованных источников и литературы
1. Дубровская Е. А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.
2. Тарасова К. В. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста» М., 2002 г.