Получи документы

Особенности развития творческих способностей у дошкольников

Сагдатуллина Альбина
Особенности развития творческих способностей у дошкольников

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема детского творчества – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и психологии. Ее рассматривали в своих работах многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л. В. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Дружинина, А. Р. Лурия, А. А. Мелик-Пашаев, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Стенберг, А. Олах, Г. Айзенак и другие.

Публикация «Особенности развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. д. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятиями «творчество», «способности».

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «творчество» как один из видов человеческой деятельности, направленной на решение творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности) результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью. [13, с. 19]

Б. М. Теплов под способностями понимал индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Данные особенности не ограничиваются наличным, имеющимся уже у индивида запасом умений и знаний, а способствуют легкому и быстрому их обретению. [12, с. 9]

Н. П. Волков, соединяя понятия «творчество» и «способности» говорит о способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, анализировать события, явления. [8,с. 5]

Исследователь Н. Ф. Голованова отмечает, что современному человеку требуется решать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения. [11,с. 3]

Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях активной социализации и воспитания.

Понятие «творческие способности» можно определить исходя из положений таких исследователей как Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лук, В. И. Андреев и других. Творческие способности рассматривались как совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся знаниям, умениям и навыкам.

Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области. Понятие «творческие способности» включает в себя кроме того достаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных ракурсов.

Творческие способности личности не сразу дают о себе знать. Формирование творческих способностей может начаться уже в детстве, не зря детки у внимательных мам достигают многих высот, а все благодаря тому, что в свое время им вовремя дали возможность развивать свои способности. И хорошо развитые творческие способности, в свое время потребовали достаточной силы воли, упорства и усердия. Важно, чтобы кроме непосредственного факта раскрытия творческих способностей, родители постарались приучить ребенка трудиться для достижения своей цели.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело, исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что просто получается хорошо.

Творческие способности – это дар, который требует постоянной работы, усердия. Полноценная личность, по мнению П. М. Якобсона, это личность всегда творческая. [19,с. 12]

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

По мнению В. В. Давыдова, творчество является постоянным спутником детского развития. [15,с. 85]

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит больше от влияния родителей в семье и других взрослых (воспитателей, педагогов). Это утверждение Е. Торренса – создателя системы измерения творческих способностей – говорит о том, что их нужно развивать.

Основатель известной во всем мире итальянской школы педагогики Л. Малагуцци считал, что «творческая деятельность, возникая из повседневного опыта, является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит умение принимать неожиданные решения».

Теория Шадрикова В. Д. является современной реализацией теории структуры способностей, описанной Рубинштейном С. Л. Согласно Шадрикову В. Д., под способностью следует понимать некое свойство функциональных систем, благодаря которым формируются отдельные психологические функции, имеющие индивидуальную границу выраженности. Ядром данной структуры являются функциональные механизмы, которые зависят от задатков личности, а на периферии находится система операциональных компонентов, которые получают сове развитие в ходе творческой деятельности. [29]

Если обратиться к современным психологический и педагогическим исследованиям, то можно заметить, что в них отсутствует единство трактовки понятия "творческие способности". Ряд психологов, рассуждая о творческих способностях детей, пишут об их отношении к творческому процессу, о наличии у них художественных способностей, о степени выражения творческих действий и результатах их творческой деятельности. Например, Мелик-Пашаев А. А. под творческими способностями понимает творчество детей, являющееся результатом их внутренней потребности в выражении своего внутреннего мира. [5]

Тепловым Б. М. было опровергнуто существовавшее на тот момент мнение о том, что только одаренные дети способны к творчеству, в массовом музыкальном восприятии у творчества не может быть применения. Оспаривая данную теорию, Теплов Б. М. писал, что психологические исследования свидетельствуют о том, что раннее вовлечение детей в творческую, а не только "воспринимающую" деятельность, благотворно влияет на их общее художественное развитие. [35]

Существует достаточно психологических оснований полагать, что творческий потенциал есть у каждого ребенка. Однако на практике приходится сталкиваться с определенными ограничениями. В первую очередь нужно понимать, что творческие способности не передаются, не транслируются как знания или навыки. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы оказать ребенку помощь в том, чтобы он соприкоснулся с позицией творца.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление [10]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой- либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями :

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Проведя анализ психологической и педагогической литературы посвященной вопросу развития творческих способностей, мы пришли выводу, что до сих пор не существует единого подхода к оценке творческих способностей. Несмотря на то, что существует множество подходов к их определению, исследователи единогласно придерживаются мнения, что творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) выступают обязательными компонентами творческих способностей. Критерием творческий способностей является процесс создания нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создавать какой-либо продукт творческой деятельности и др. Почти во всех подходах к проблеме формирования творческих способностей, выделяется отличительная черта – креативность деятельности, которая главным образом предопределяет способность личности выйти за рамки стандартной ситуации и поставить собственную цель решения проблемы.

Оригинальность мышления является основным критерием творчества и представляет собой способность находить ответы на нестандартные вопросы. [30]

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности, подвижность. Данными качествами обладает каждый творческий человек. Инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления – является противоположными качествами. Основу творческих способностей составляют общие интеллектуальные способности. Однако, высокий уровень развития интеллектуальных способностей не всегда предполагает хорошо развитые творческие способности. [30]

Некоторые философы полагают, что творческий стиль мыслительной деятельности является первичной и естественной формой работы головного мозга. [20] Исходя из этого, можно предположить, что творческий потенциал есть у всех людей без исключения, но проявляется он по-разному в зависимости от того, насколько выражены специальные способностей к различным видам деятельности. Шаблонное мышление формируется под влиянием различных социальных воздействий и, в первую очередь является предметом существующей воспитательной и обучающей системы.

Таким образом, творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики.

Дошкольное детство – это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся, и не представится возможность наверстать упущенное. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

Дошкольное детство – первый основополагающий этап творческого развития (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Д. Б. Эльконин). Любое новое впечатление преломляется ребенком через уникальный внутренний мир (Н. Н. Поддъяков). [31]

Проблеме детского творчества посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Т. С. Комаровой, Н. А. Поддъякова, Дж. Смита, Б. М. Теплова.

Дошкольное детство с психологической точки зрения является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. Накопление знаний и опыта – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами.

По мнению Н. И. Поддъякова, Л. А. Парамоновой, Г. В. Урадовских дошкольник с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную и порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.

В формирование творческих способностей особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы. Э. В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку и проявляющуюся в разных видах деятельности. В качестве механизма воображения он видел перекомбинирование образов, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности. [19]

Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Она находит подтверждение в физиологии. Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» на первых годах жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время широчайших возможностей развиваться. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия «моменту» этого созревания. Если созревание и начало развития идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. [32]

В современной психологии и педагогике сформулированы различные теоретические подходы к развитию творческих способностей детей, два из которых наиболее значимы.

В соответствии с первым из этих подходов «творческие способности» рассматриваются как важная предпосылка успешности обучения, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний, умений и навыков, решать творческие задачи.

В соответствии с другим подходом «творческие способности» составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности, которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данном виде деятельности.

Каждый из этих подходов имеет свои методологические и теоретические основания и должны рассматриваться во взаимосвязи. Первичной формой детского творчества является творчество синкретическое, то есть такое, в котором отдельные виды искусств еще не расчленены и не специализированы. [9]

Если рассматривать вопрос о формировании творческих способностей детей дошкольного возраста, то в первую очередь нужно остановиться на вопросе о том, когда, и с какого возраста нужно начинать развивать творческие способности. Мнения психологов по данному вопросу разнятся: некоторые из них называют оптимальные сроки развития творческих способностей, в периоде от полутора до пяти лет. Кроме того, имеет место быть гипотеза, согласно которой творческие способности нужно развивать с наиболее раннего возраста. Данная гипотеза подтверждается и с точки зрения физиологии. [22]

Это можно объяснить следующим: в первые годы жизни мозг ребёнка растет и "дозревает" с повышенной активностью. Процесс роста количества клеток мозга и анатомических связей (процесс дозревания) зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько он стимулируется средой образования новых структур. Период "дозревания" характеризуется наивысшей чувствительностью нервных окончаний и пластичностью по отношениям к внешним условиям. Период "дозревания" – это период времени, в котором зарождаются наивысшие и самых широчайшие возможности к развитию ребенка как личности.

Данный период является самым благоприятным для того, чтобы начать развивать у ребенка все многообразие человеческих способностей. Однако в раннем возрасте у детей получают развитие лишь те способности, для формирования которых имеют место быть стимулы и условия к "моменту" созревания головного мозга. Если условия оптимальные и благоприятные, то происходит успешное развитие творческих способностей. При синхронности созревания и начала функционирования (развития, при наличии благоприятных условий, развитие творческих способностей происходит с легкостью и с наивысшей быстротой. Развития творческих способностей может достичь наивысшего уровня, и ребенок может стать способным, талантливым и даже – гениальным. [26]

Тем не менее, когда возможности развития способностей, достигают максимальной точки в период созревания, они не остаются неизменными. При условии, если творческие возможности не используются, и как следствие – не развиваются и не функционируют, ребенок не вовлечен в необходимые виды деятельности, – эти возможности начинают утрачиваться, постепенно деградировать. Чем слабее функционирование, тем быстрее происходит утрата творческих способностей. Процесс угасания возможностей к развитию является необратимым.

Никитин Борис Павлович, в течение длительного времени занимался исследованиями, посвященными проблеме развития творческих способностей детей. Явлению угасания способностей он дал название – НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин полагал, что именно НУВЭРС оказывает отрицательное влияние на развитие творческих способностей. [26] Временной разрыв между моментом, когда происходит созревание структур, формирующих творческие способности, и началом целенаправленного развития этих способностей, приводит к значительному затруднению их развития, замедляя его темпы, и в итоге снижает результат конечного уровня развития творческих способностей. Никитин считал, что именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей.

Проанализировав ряд исследований, можно сделать вывод о том, что сензитивный период развития креативности приходится на возраст от 3 до 5 лет. Эльконин Д. Б. полагал, что с конца 2-го года жизни и по начало 4-го, дети начинают подражать деятельности окружающих взрослых. [37]

Дружинин Н. В., придерживался точки зрения о том, что именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание. [17]

Тютюнник В. И. отмечал следующее: потребности, и способность к творческому труду развиваются у ребенка лишь с 5-и летнего возраста.

Возраст 3-5 лет является благоприятным для формирования креативности еще и по той причине, что к этому возрасту ребенок, с одной стороны, готов к социализации, а с другой стороны, еще не социализирован. Окружающий мир представляет для ребенка загадку, его познание происходит через преодоление проблем. Позже сложность мира признается только креативными личностями. [36]

С позиции психологов, период дошкольного детства является наиболее благоприятным периодом для того, чтобы развивать у детей творческие способности, поскольку именно в этом возрасте дети отличаются чрезвычайной любознательностью, у них появляется стремление к познанию окружающего мира. [27] Более того, мышление детей дошкольного возраста наиболее свободно, по сравнению с мышлением более взрослых детей, поскольку оно еще не обременено догмами и стереотипами и характеризуется независимостью. Независимость детского мышления необходимо поощрять и развивать. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. [27]

Являются ли творческие способности врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Е. Торранс говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание, хождение, затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами, материалами.

Еще одно условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Важным условием успешного развития творческих способностей - теплая, дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к неудачам.

Одно из важнейших условий для проявления творческих способностей дошкольников является развитие всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестетического, слухового) и формирования на этой основе разнообразного сенсорного опыта детей: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.

Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является организация интересной, содержательной жизни: повседневные наблюдения за явлениями окружающего мира, анализ жизненных ситуаций, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий.

Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по мнению психологов, являются основой творческого мышления, повышают их творческо-поисковую активность.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора – все это помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Американский психолог Дж. Смит выделял четыре группы условий, способствующих творческому развитию :

- физические условия, то есть наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними

- социально-эмоциональные условия, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослого

- психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослым его творческих начинаний

- интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, комбинировать, преобразовывать, а главное – начинает испытывать удовольствие от творчества, от сознания собственных возможностей. [26]

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременно должна быть атмосфера творчества, то есть состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития творческих способностей у дошкольников
Опубликовано: 23 июня 2021 в 12:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД