Особенности развития внимания детей дошкольного возраста

Шелтыганова Екатерина Вадимовна
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста

Внимание - характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый объект80 или деятельность.

«Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных обьектов» [ Эльконин 1989].

Традиционно внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс, как, например, восприятие или мышление, но при этом, по мнению, Д. Б. Эльконина, оно является неотъемлемой частью всех познавательных процессов и «при этом той их стороной, B какой внимание играет существенную роль в деятельности, которая направлена на объект»[ Эльконин 1989]. Все познавательные процессы, в том числе и внимание, определяют целостность деятельности и образа.

Невозможно быть внимательным постоянно, внимание вообще проявляется B обусловленных,определенных психических процессах: когда ребенок старается разглядеть предмет, принюхивается, решает задачи, прислушивается, сочиняет текст, т. е. когда повышается его познавательная активность B процессе восприятия и отражения окружающей его действительности. «Внимание — это, прежде всего, подвижная часть прохождения познавательной деятельности, оно формулирует важнейшие взаимоотношения психической деятельности с конкретным объектом»

[Эльконин 1989].

Традицонно выделяется три вида внимания, B зависимости от того, что

является причиной его возникновения. Рассмотрим их более подробно.

1. Первичное (непроизвольное) внимание подразумевает под собой такой вид внимания, при котором отсутствуют поставленная цель и волевые усилия.

Как правило, оно вызывается красочными, внезапными, интенсивными раздражителями. Неожиданный удар грома, появившийся внезапно незнакомый человек, оглушительный резкий крик даже взрослого человека отвлекут от осуществляемой деятельности. «Физиологической основой непроизвольного

внимания явлестя ориентировочный безусловный рефлекс» [Немов 1999].

Непроизвольное внимание преобладает у детей в младенческом и раннем возрасте, а также в дошкольном детстве. Из довольно просто отвлечь, если представить игрушку, красочную погремушку, новую игру или мультфильм.

Если ребенок дошкольного возраста интересуется чем-либо

(мультфильмом, компьютерной игрой, игрушками, то его внимание будут

привлекать и удерживать именно такие явления или предметы, которые

пробуждают в нем заинтересованность и такое внимание, не требует от ребенка

каких-либо усилий, оно притягивается самим объектом, его внутренним

содержанием, соответствующим устремленности, интересам ребенка. Когда

дошкольники слушают увлекательный рассказ, изготавливают интересную

поделку или занимаются собиранием конструктора или мозаики, у них

возникает вторичное непроизвольное внимание.

Для эффективного развития непроизвольного внимания можно

использовать познавательные интересы детей. Однако при этом, учителю не

следует стремиться к развлекательности на уроке,1 так как смешные рассказы,

шутки, игры или комические сценки на уроке могут отвлечь внимание

школьника от учебного материала. 1

2. произвольное.

Это такое внимание, которое управляется волевым усилием человека,

осознанием необходимости быть внимательным.

«Большая плотность переходов из одного вида внимания в другой

обуславливается особенностями высшей нервной деятельности».

У дошкольников с легкой или увеличенной возбудимостью внимание направлено на нужную деятельность или на тот объект, с каким ожидается деятельность. Для дошкольников каждого типа нервной системы свойственны циклические

колебания внимания. Эти «волны» внимания и отвлечения от главного занятия

встречаются тем чаще, чем младше дошкольник, чем меньше он проявляет

активность, чем больше продолжительность и монотонность работы» [Левитина 2016].

Произвольное внимание, как считала, Ф. Н. Гоноболина, относится к

высшим психическим функциям, присущим только человеку.

Психологический механизм возникновения внимания непосредственно

связан с постановкой разнообразных целей и деятельностью человека. Под

контролем произвольного внимания осуществляются: формирование цели,

подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция

производимых действий и последующая оценка полученного результата.

Произвольный вид внимания возникает при решении человека

сознательно уделить внимание объекту и концентрироваться.

П. Я. Гальпериным была выдвинута теоретическая концепция внимания.

Основные тезисы данной концепции могут привести к следующему:

1) По своей функции внимание представляет собой контроль за

внутренним содержанием действия, его ориентировочной, исполнительской и

контрольной частями. Где контрольная часть определяется вниманием.

2) Внимание как определенный, автономный акт отличается только в тот

момент, когда действие становится как умственным, так и укороченным.

3) He каждый контроль надлежит разбирать как внимание. Контроль лишь

дает оценку действию, пока внимание содействует его совершенствованию.

4) Внимание проявляется одним из моментов ориентировочно-

исследовательской деятельности. Внимание выступает как психологическое

воздействие, которое обращается на внутреннее содержание мысли, иного

образа, феномена, который имеется в психике ребенка в настоящий момент

времени.

5) Произвольное внимание это — внимание, которое планомерно

выполняется, осуществляется по заранее составленному образцу или плану

6) Контроль во внимании исполняется посредством критерия, меры,

образца, что Дает вероятность сопоставления результатов действия и его

уточнения. [Немов 1999].

А. Н. Леонтьев утверждал, что процесс возрастного формирования

внимания — это совершенствование внимания на протяжении некоторого

времени, на которые воздействуют внешние раздражители. Примером таких

раздражителей являются окружающие вещи, предметы, некоторые слова, речь

старших. С первых дней жизни ребенка его внимание в большей степени

является управляемым с использованием со стороны взрослого слов-стимулов.

Публикации по теме:

Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого.

Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.

Особенности развития памяти у детей среднего дошкольного возраста Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение, которых среди психологов.

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.

Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ Л. В. Кузнецова и Л. И. Переслени выделяют внимание, как базовый психический процесс, «питающий» все другие психические функции и виды деятельности.

Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми.

Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников Период развития человека с 6–7 до 10–11 лет в отечественной науке принято называть младшим школьным возрастом (по периодизации Д. Б. Эльконина.

Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие.

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности музыкального развития ребёнка. Дети 3-4 лет Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Найди отличия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 декабря 2017 в 15:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...
Фотоотчет об экспериментальной деятельности «Волшебница-вода»
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях,...
НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Портрет моей мамочки!»
НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Портрет моей мамочки! » Цель: Учить правильно, располагать части лица. Закреплять приемы...