Лучший педагог года

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

татьяна семенова
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Чувства и эмоции у нормально развивающихся детей появляются очень рано, ещё в младенческом возрасте и являются первой основой общения ребёнка со взрослым – источником его органических потребностей и появления эмоциональных реакций. У детей с нарушением интеллекта эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослым часто оказывается наушенным и к моменту прихода в дошкольное учреждение. Чувсвтва не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития.

Публикация «Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Особенности :

1. Эмоционально-волевая незрелость (выражается в детскости эмоций, т. е. в недифференцированности, неумении их регулировать: дети не могут сопереживать друг другу, помочь товарищу, если он нуждается в помощи, равнодушны к успеху, неудачи не замечают.

2. Неадекватность эмоционально-волевой сферы, чаще всего связана с неправильной оценкой ситуации.

Например, в группу пришла новенькая девочка и заплакала, потому что её мама ушла. Дети вместо того, чтобы поделиться с ней игрушками, отвлечь, стали над ней смеяться и утверждать, что она плохая. Причиной этого было то, что дети уже усвоили, что плакать плохо, а проанализировать ситуацию, не могли. Поэтому у них не возникали правильные адекватные чувства по отношению к этой девочке. Для всех детей этой категории характерным является низкий уровень способности к волевым усилиям (игра «Найди и промолчи»). Наибольшие трудности испытывают педагоги в подходе к детям с нарушением процессов нейродинамики:

1. Возбудимые – поверхность эмоций, чувств, быстрые переходы от одного состояния к другому, эпизодические расстройства настроения, преобладает состояние эйфории (ничем не мотивированное повышенное настроение)

2. Тормозные – чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию, если впадают в состояние обиды, то надолго.

3. Ранимые – высочайшая зависимость от окружающих, полная невозможность волевых усилий, болезненно реагируют на обиду, долго не могут найти утешение, не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей вещью, которую им подарили взамен похожей, разбитой или утерянной.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей интеллектуальной недостаточностью определяют принципы подхода к воспитанию детей:

• Учет эмоционально- волевых особенностей детей составляет основу индивидуального подхода к ним.

Возбудимые – постоянное наблюдение за такими детьми, чтобы не допустить срыва в поведении, вовремя переключить на другой вид деятельности; больше предлагать спокойные игры (настольно-печатные, мозаика, домино, конструктор и др.); поручать различные виды хозяйственных работ в группе: помыть игрушки, полит растение и др.

Ранимые и тормозные – бережное, щадящее отношение; охранительный режим, нельзя заставлять делать что-то лучше; ограничивать задания; показать уверенность в силах; включать в активную деятельность; предлагать главные роли в сюжетных, подвижных играх; основное внимание направлять на коррекцию личности; поощрять за любой, даже самый малый успех.

• Формирование эмоционально-волевой сферы должно проходить при широком использовании наглядно-практических ситуаций, т. е. анализ особенностей поведения в разных ситуациях (учебных, неучебных)

• Коррекция эмоционально-волевой сферы личности должна осуществляться при опоре на познавательные процессы, то есть коррегируем познавательную сферу и эмоционально-волевую.

• Коррекция эмоционально-волевой сферы должна сопровождаться соответствующими коррекционными воздействиями на речь, общение и все виды деятельности детей.

Для того, чтобы ребенок мог учиться, правильно вести себя в обществе необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать определенные трудности, правильно относиться к оценке действий, поведения, результатов их деятельности, адекватно реагировать на успех и неуспех. Постепенное наращивание трудностей на занятиях, в самообслуживании, в разных видах деятельности ведет детей к умению преодолевать посильные трудности, формирует волевые процессы. Систематическая, доброжелательная оценка реальных успехов и достижений, анализ ошибок и помощь в их преодолении, учат детей правильно относиться к оценке со стороны других людей.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игровое дидактическое пособие для развития эмоциональной сферы дошкольников «Эмоции из камушков»Игровое дидактическое пособие для развития эмоциональной сферы дошкольников «Эмоции из камушков» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ №265 г. Барнаул Актуальность Природа является одним из факторов,.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 3 октября 2023 в 17:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД