Приложение МААМ

Особенности реализации воспитательного процесса

Гришина Татьяна
Особенности реализации воспитательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности реализации воспитательного процесса

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Публикация «Особенности реализации воспитательного процесса» размещена в разделах

Воспитание осуществляется на основе интериоризации (способности оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения) ценностей и смыслов, путем их усвоения, а также путем проявления инициативы детей, связанной с реализацией этих ценностей.

Основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Результаты достижения по целевым ориентирам Программы воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями воспитанников. Целевые ориентиры являются основой для самодиагностики педагогической деятельности в ДОУ.

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад № 136» города Нижнего Новгорода Нижегородского района осуществляет воспитательную работу на основе исторического и культурного наследия родного города, района и края в целом.

Основной целью педагогической работы нашего учреждения является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Ведущей деятельностью в воспитательно-образовательном процессе является игра. Игровая деятельность широко используется как самостоятельная форма работы с детьми. Это эффективное средство развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в других организационных формах деятельности. Игровая деятельность отдает предпочтение творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации, инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные и др.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста детей, их опыта, знаний, умений и навыков, уровня развития творческого мышления, самостоятельности, инициативы и организаторских способностей. Организованное проведение игровой деятельности обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

В свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т. д.) с детьми всех возрастных групп проводится индивидуальная работа как в групповых помещениях детского сада, так и на свежем воздухе. Данная работа организуется с целью активизации малоактивных воспитанников, организации дополнительных занятий с детьми, нуждающимися в повышенном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими программный материал при фронтальной форме работы и т. д.

В процессе реализации воспитательно-образовательной деятельности всем педагогам важно опираться на следующие принципы:

• установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к материалу, обсуждаемому на занятии, активизации их познавательной активности;

• побуждение детей к соблюдению в детском саду общепринятых правил и норм поведения и общения с педагогами и сверстниками, принципов дисциплины и самоорганизации;

• привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация их работы с материалом, полученным на занятии, инициирование его обсуждения, высказывание детьми своего мнения по данному материалу, выработка своего отношения к полученному материалу;

• использование возможностей воспитания в содержании обучения через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего текста для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения с воспитанниками;

применение на занятии интерактивных форм работы с детьми:

интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную активность дошкольников;

театрализованная деятельность, в которой обыгрываются знания, полученные на занятии;

дискуссии, которые дают детям дошкольного возраста возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

работа в парах или в команде, с помощью которой дети учатся работать и взаимодействовать со сверстниками сообща;

игровые ситуации, включенные в занятия, которые помогают поддержать детскую мотивацию к получению новых знаний, налаживают позитивные межличностные отношения в группе;

организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимопомощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в рамках реализации индивидуальной и групповой проектной деятельности в ДОУ.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника образовательного учреждения, осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Целевые ориентиры являются основными направляющими векторами для разработки основной образовательной Программы воспитания.

Процесс воспитания в МБДОУ «Детский сад №136» организуется в развивающей предметно-пространственной среде (далее – РППС, образующейся совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. РППС обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и гендерным особенностям детей и т. п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и правил пользования игровым оборудованием и материалами. Правильно построенная РППС обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него чувства эстетического вкуса, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Для успешного процесса воспитания детей дошкольного возраста педагоги постоянно работают над совершенствованием РППС в ДОУ:

• оформляют интерьер помещений детского сада в соответствии с заданной тематикой;

• занимаются озеленением территории сада, оборудованием спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для детей всех возрастных групп, разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны активного отдыха и зоны релаксации;

• регулярно организуют и проводят конкурсы и творческие проекты, акцентируя внимание детей посредством изменения элементов РППС (стенды, плакаты, мини-музеи и т. п.) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях и правилах.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Повседневный опыт общения с окружающими людьми служит для ребенка источником как положительного, так и отрицательного примера поведения.

Патриотическое воспитание дошкольников– это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Повседневный опыт общения ребенка с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Таким образом, воспитательно-образовательная работа ДОУ по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному городу, своему детскому саду, своей семье; на воспитание чувства гордости за свою страну, за ее трудовой народ.

Успех этих направлений воспитания зависит от правильной организации режима дня, режима двигательной активности, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим осуществляется в течение всего дня пребывания воспитанников в детском саду в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах нормы: младший дошкольный возраст (3-4 года) – до 3-4 часов, старший дошкольный возраст (5-7 лет) – до 4-5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных и спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной активности.

Педагоги нашего дошкольного учреждения уделяют значительное внимание воспитанию у детей уважительного отношения к труду, как части нравственного становления личности. Деятельность трудового направления воспитания направлена на формирование у воспитанников эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах трудовой деятельности, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом данного направления являются индивидуальный и дифференцированный подходы к развитию личности ребенка (учитываются интересы, предпочтения, способности, усвоенные умения и навыки и т. д.) и моральная мотивация детского труда.

Экологическое воспитание – это воспитание, которое подразумевает осознанное правильное отношение к объектам живой и неживой природы. Такое отношение ребенка к природе формируется в ходе систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а также с помощью современных педагогических технологий (технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения, квест-технологии, информационно-коммуникационные технологии).

Процесс ознакомления ребенка с окружающей действительностью многогранен, сложен и противоречив и осуществляется комплексно: задачи развития интеллекта, чувств и нравственных основ личности решаются в тесной взаимосвязи, и отделить одно от другого невозможно. Однако, сама по себе социальная действительность не является средством для воспитания ребенка. Она становится средством в том случае, когда субъекты, объекты, факты и события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны и личностно значимы для него самого. Следовательно, важной задачей для педагога является отбор и анализ того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством успешного приобщения ребенка к социальному миру.

В ходе реализации Программы воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ учитывается множество факторов, признаков и характеристик, определяющих содержание воспитательного процесса :

региональные и территориальные особенности социокультурного окружения ДОУ;

воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ДОУ,

воспитательно значимые проекты и программы, в которых ДОУ намерено принять участие;

ключевые элементы уклада ДОУ в соответствие со сложившейся моделью воспитательно значимой деятельности, накопленного опыта, достижений, следования традиции, его уклада жизни;

наличие оригинальных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;

существенные отличия ДОУ от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;

общие характеристики содержания и форм воспитания в общей структуре воспитательной работы в ДОУ;

особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами ДОУ;

наличие достижения выраженных эффектов воспитательной работы;

степень включенности в процессы сопоставительного анализа по результатам воспитательно значимых конкурсов лучших практик, мониторингов и т. д. ;

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты».

Вид проекта:

-информационно-практико-ориентированный;

- творческий.

Тип проекта:

-детско-взрослый;

-ребенок-субъект проектирования;

-открытый –в МБДОУ и за его пределами.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Возраст участников проекта: 3-7 лет

Интеграция образовательных областей на основании ФГОС: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

МБДОУ «Детский сад № 136» расположен в центре Нижнего Новгорода. Детям предоставляется прекрасная возможность знакомиться с историческими местами района, архитектурой зданий через экскурсии в кремль, банк, театр Драмы, клуба Я. М. Свердлова и многими другими; памятниками А. М. Горького, Я. М. Свердлова, К. Минина. Увиденное на экскурсиях и прогулках дети отражают в своих творческих работах.

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; развитие интереса к русским традициям и промыслам с учетом потребностей воспитанников детского сада, их родителей (социальный заказ) и национально-культурную особенность МБДОУ через различные виды деятельности воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; развитие интереса к традициям России, чувства ответственности и гордости за достижения Родины; воспитывание чувства толерантности, уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям, гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами.

Задачи проекта:

• Поддержка семейных традиций, установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их семей.

• Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

• Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

• Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому прошлому страны, к Родине. Приобщение детей через музейные экспозиции, музейные предметы к нижегородскому краеведению, которое является важным источником патриотического воспитания, способствует воспитанию любви к родному краю, чувства гордости за свою «малую родину».

Проект состоит из четырех взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом моя семья» -младшая группа

2. «Моя любимая сказка» - средняя группа

3. «Декоративно-прикладное искусство Нижегородского края» - старшая группа

4. «Мой город Нижний Новгород, моя страна Россия!» -подготовительная группа.

Взаимодействие с социумом (направление рассчитано на детей в возрасте 5-7 лет)

• в целях нравственно-патриотического развития, посещение воспитанниками детского сада кинотеатра «Орленок» просмотр только отечественных мультфильмов и кинофильмов, несущие доброту и любовь ко ко всему окружающему, а также прослушивание лекций.

• Участие в культурно-образовательном проекте «Беседы с детьми». На базе Государственного литературно-мемориального музея Н. А. Добролюбова через тематические занятия дети погружаются в мир музейной культуры, приобщаются к нравственным ценностям.

• Приобщение к мировой и национальной культуре, художественной литературе через взаимодействие с Нижегородской Государственной областной детской библиотекой.

• Творческое сотрудничество с Детской музыкальной школой № 9 им.

А. Д. Улыбышева, воспитание эстетического вкуса детей, приобщения к музыке.

• Взаимодействие с МБОУ СОШ № 14, экскурсии по близлежащим достопримечательностям в сопровождении учащихся школы, посещения школьного музея.

• НИРО, педагогический колледж, НГПУ

Работа с детьми носит многоплановый характер: развивающие образовательные ситуации, образовательная деятельность в режимных моментах; различные развлечения и праздники, посвященные Дню народного единства, день матери,23 февраля, 8 марта, Масленице и многих других, активное участие в различных выставках и конкурсах.

Опыт работы МБДОУ «Детский сад № 136» доказывает: необходимо, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. Важно делать акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст – это время, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки. Участвовать в охране окружающей среды. Дети проявляют интерес к народной культуре. На основе этого происходит единение детей, воспитателей и родителей.

Результат: личность, имеющая знания об окружающем мире, здоровье физическое, психическое и духовное, установку на творчество и коммуникативные способности

Публикации по теме:

«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт)«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.

Фотоотчёт воспитательного часа «Они сражались за Родину»Фотоотчёт воспитательного часа «Они сражались за Родину» За неделю до празднования Дня Победы с детьми был проведен опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классеКонспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного.

Конспект воспитательного часа в 9 классе «Юмор в жизни человека»Конспект воспитательного часа в 9 классе «Юмор в жизни человека» Цель: • показать целесообразность и необходимость чувства юмора в различных жизненных ситуациях на основе актуализации опыта учащихся; •.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Конспект открытого внеклассного воспитательного мероприятия «Я и мое здоровье»Конспект открытого внеклассного воспитательного мероприятия «Я и мое здоровье» Конспект открытого внеклассно- воспитательного мероприятия «Я и мое здоровье» Цель урока: сформировать представление о здоровье как.

Технология реализации образовательного процесса в форме придуманной сказки «Путешествие Колобка» Технология реализации образовательного процесса Сказка придуманная «Путешествие Колобка» технология план-дело-анализ Здравствуйте! Хочется.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности реализации воспитательного процесса
Опубликовано: 5 октября 2022 в 10:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности реализации воспитательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Гришина Татьяна (УИ 327349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД