Лилия Чегинец
Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
В логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения при котором нарушение речи сопровождается другими отклонениями психического развития.
Мы знаем что основная функция речи –коммуникативная. Общение является необходимым условием для развития психических процессов, социализации ребенка. Если у ребенка нарушено зрение роль речи в его жизни возрастает. Она осуществляет еще и компенсаторную функцию.
Публикация «Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зрительное нарушение осложняет формирование речи. У детей с таким нарушением возникают проблемы в формировании чувственной стороны речи, обедняется смысловая сторона слова и затрудняется его пониманием.
Становление речи слабовидящего ребенка идет по тем же законам что и у нормально видящих но в более сложных, специфических условиях, отражающихся на динамике развития и накоплении языковых средств, некоторым отставании в формировании речевых навыков.
Неоценимую помощь в решении речевых проблем у детей с нарушением зрения могут оказать родители. Они должны внимательно и аккуратно выполнять рекомендации логопеда, быть настойчивыми и терпеливыми, участвуя в коррекционной работе по развитию речи ребенка. Особое внимание необходимо уделять предупреждению зрительного утомления.
Непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10-15 минут. Характерными признаками наступления зрительного утомления могут быть снижение продуктивности при выполнении зрительной работы, слезотечение, жалобы на боли в области глаз, лба, головокружение, затруднение при переводе взора с близкого предмета на далекий, покраснение глазного яблока и другие неприятные ощущения.
Чтобы снять утомление чаще выполняйте зрительную гимнастику. Она выполняется в игровой форме с речевым сопровождением. И всегда интересна детям. Речевой материал зрительной гимнастики способствует пополнению лексического словаря, автоматизации поставленных звуков, правильной ориентации в пространстве.
Один из комплексов зрительной гимнастики:
Самолет
Пролетает самолет- посмотреть вверх
С ним собрался я в полет-отвести руки, проследить взглядом.
Правое крыло отвел, посмотрел -вращательные движения руками перед собой, следить взглядом.
Левое крыло отвел, поглядел.
Я мотор завожу- встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;
И внимательно гляжу- поморгать и прикрыть глаза.
Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.
Список литературы:
Развитие связной речи у детей 5-7лет с нарушениями зрения Е. А. Лапп
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/09/23/zritelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov
Журнал Логопед №7 2012г