Лучший педагог года

Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения»

алёна дозорова
Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения»

Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы

у детей с нарушениями зрения»

Развитие познавательной деятельности детей с нарушениями зрения идёт по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие. Формирование и развитие процесса познания у ребёнка с нарушениями зрения дошкольного возраста зависит от характера педагогического воздействия, значительная роль в котором принадлежит содержанию и организации обучения, направленного на усиление самостоятельности, активного усвоения приёмов и способов познания. Ранняя коррекция недостатков развития познавательной деятельности в условиях специального воспитания и обучения позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, значительно уменьшает их трудности в познании окружающей действительности.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения“» размещена в разделах

У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видящих, является зрение.

Особенности развития психических процессов у детей с нарушениями зрения

Внимание

-замедленность процесса, снижение объёма и устойчивости;

-неполнота, искажённость, фрагментарность образов;

-ограниченность зрительных впечатлений;

-низкая переключаемость.

Ощущения и восприятие

-ведущее место - зрительное восприятие;

-обыденные, схематичные, часто деформированные, неустойчивые зрительные образы;

-избирательность восприятия;

-нарушение целостности восприятия объекта;

-трудности выделения существенных качеств;

-нарушение бинокулярности зрения, одновременности и дистантности восприятия;

-замедление процесса усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

У детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и сообщении (А. Г. Литвак, 1972). Однако эти затруднения не могут изменить сущности процесса возникновения зрительных образов, и хотя они не могут быть тождественны (по степени полноты, целостности, широте круга отображаемых предметов и явлений) образам зрительного восприятия нормально видящих, всё же в целом они адекватно, правильно отражают объекты в совокупности и в отношениях их свойств и качеств. При опознании геометрических фигур у слабовидящих с такими заболеваниями, как дегенерация сетчатки и частичная атрофия зрительных нервов, обнаружена деформация последовательных образов предъявляемых изображений, снижающая их информационную ёмкость (Т. П. Зинченко, 1980).

На скорость зрительного восприятия предметов и их изображений у слабовидящих, так же как и у нормально видящих, оказывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещённости, уровень утомления (Е. М. Украинская, 1968). При зрительном восприятии отдельных изображений предметов, рисунков и картин у слабовидящих имеются известные трудности. Мелкие детали изображений или плохо воспринимаются, или не различаются совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у слабовидящих формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание её велось по частям.

Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей находится на низком по сравнению с нормой уровне - чаще всего это стадия перечисления или стадия описания.

Память

-снижение объёма кратковременной памяти;

-недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала;

-неподкреплённые образы памяти угасают;

-зрительное узнавание отстаёт в правильности, специфичности, многосторонности уровня анализа и темпа.

Слабовидящим требуется большее количество предъявлений и более длительное время при рассмотрении предъявленных изображений.

Мышление

-затруднение установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

Речь и общение

-нарушение словарно-семантической стороны речи;

-формализм – накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;

-системные недоразвития речи – непонимание смысловой стороны слова;

-вербализм знаний, т. е. отсутствие соответствия между словом и образом;

-слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики;

-неумение выяснить и проанализировать главные события;

-трудности в соблюдении логичности связной речи;

-отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики.

Накопление чувственного опыта должно сопровождаться словесным обозначением воспринимаемых предметов. Тщательное изучение, осматривание, ощупывание предметов надо сочетать со сравнением, сопоставлением их с другими предметами. При этом очень важно выделять и называть их признаки, особенности. Рассказывание ребёнком должно сопровождаться описанием предметов, с которыми он, хотя бы в прошлом, знакомился непосредственным образом. Чтение книг вслух может сопровождаться внимательным рассматриванием картинок (иллюстраций, которые должны быть раскрашены, обведены или представлены рельефно.

Публикации по теме:

«Иголочка». Логоритмическое занятие для детей 4–5 лет с нарушениями зрения Задачи: • Развивать слуховое внимание и восприятие • Совершенствовать у детей координацию речи с движениями. • Развивать у детей умение.

Консультация «Особенности формирования познавательных интересов дошкольников с речевыми нарушениями в игровой деятельности» В настоящее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Правильное понимание структуры общего недоразвития.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей «Особенности развития детей от 3–4 лет» Особенности развития детей от 3-4 летЭто очень важный период в жизни ребенка. Именно в 4 года закладываются основы будущей личности, формируются.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей с ЗПР» Особенности познавательного развития детей с ЗПР. Для детей данной категории характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость.

Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов» Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов».Отражение величины как пространственного.

Консультация для педагогов-дефектологов «Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения» Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения Особенности внимания. Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания,.

Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями. А. И. Каплан, анализируя причины.

Консультация для родителей «Развитие познавательной сферы ребенка в игре» Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. В этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения»
Опубликовано: 15 января 2016 в 18:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД