Особенности воспитания и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Чулкова Виктория
Особенности воспитания и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника. В ходе решения этой задачи, с нашей точки зрения, следует опираться на механизм гуманного становления личности, разработанный В. С. Мухиной.

Согласно этого ученого, механизм гуманногостановления личности можно представить следующим образом:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) =Гуманное качество

Рассмотрим более подробно данный механизм, разработанный В. С. Мухиной.

Для формирования любого гуманного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности гуманного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть гуманным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего гуманного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Главная особенность механизма гуманного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

С учетом приведенного выше механизма гуманного становления личности, для формирования гуманных чувств у дошкольниковнеобходимо одновременное воздействие педагога на три сферы личности ребенка:

1) на интеллектуальную сферу – т. е. формирование правильных представлений о гуманной стороне жизни человека;

2) на эмоциональную сферу – т. е. развитие способности к сопереживанию и переживанию вообще;

3) на действенно-практическую сферу – т. е. обучение способам гуманного поведения.

Поясним сказанное выше подробнее.

По мнению Н. А. Ветлугиной, воздействие на интеллектуальную сферу ребенка обеспечивает формирование знаний о нормах и правилах поведения, помогает устанавливать соответствие между правилом и возникшей ситуацией, выбирать наиболее адекватные способы поведения в ней.

При формировании у детей правильных представлений о гуманной стороне жизни человека, детей нужно воспитывать всесторонне, то есть воспитывать любовь к себе, к взрослым, к сверстникам, к окружающим, к природе, к животным.

Согласно Н. Л. Кряжевой, большое значение в воспитании дошкольников имеет взаимосвязь когнитивного фактора и социальных эмоций.

Объяснить это можно следующим образом: в сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Л. Д. Кудрявцев отвечает, что воздействие на эмоциональную сферу вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждающий к проявлению гуманности, сопереживания.

Уже у двух-трехмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся по мнению В. С. Мухиной, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления».

По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.

Е. С. Конохова в своей работе отмечает, что постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

Для понимания детских эмоций педагогу необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов – сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.

Важным для формирования гуманных чувств является воздействие на действенно-практическую сферу. В этой связи отметим, что Н. В. Кондрашова придает большое значение деятельности в развитии эмоций,поясняя это так: за период дошкольного детства моральные переживания достигают достаточно высокой степени сформированности в процессе деятельности, выполнения предъявляемых детям нравственных требований. Развиваются чувства удовлетворения, радости, огорчения. Все новые социальные эмоции и нравственные чувства возникают и развиваются в процессе практических взаимодействий ребенка с окружающей действительностью и в общении со сверстниками.

При воздействии на действенно-практическую сферу, у ребенка формируются способы гуманного поведения. Они могут формироваться в процессе игры, учебной деятельности, совместного труда.

В исследованиях Р. С. Буре достаточно полно раскрывается мысль о том, что для обучения детей способам гуманного поведения,и стимулирования в добрых начинаниях необходимо:

- чтение рассказов о добрых поступках;

- демонстрация и обсуждение картин, на которых изображены добрые поступки людей, в процессе этой работы нужно стараться обогащать активный словарный запас,вводя в него такие слова: «добрый», «чуткий», «отзывчивый»;

- разучивание пословиц и поговорок.Например: «Друг тот, кто в беде руку подает», «Если сам добрый, то добротой и тебе ответят», «С добрыми людьми всегда хорошо живется».

- проведение дидактических игр типа: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Путешествие в страну добрых дел и слов».

- стимулирование к совершению добрых поступков.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В. Г. Нечаева считает, что необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют об исключительном влиянии игры на действенно – практическую, эмоциональную сферы ребенка. В творческих играх активизируются эмоциональные переживания ребенка, игры дают ребенку возможность почувствовать такие разнообразные и сложные чувства, которые были бы совсем недоступны ему в личном, детском, неигровом опыте, обучает способам гуманного поведения. Благодаря этому педагогически верно управляемые творческие игры детей позволяют воспитать в них гуманные чувства.

По словам Н. Л. Кряжевой, чтобы активно отображать социальное содержание и социальные отношения, то есть выполнять свою основную функцию, игра нуждается в целеустремленном руководстве со стороны взрослого.

Как указывала Л. Ф.Островская: "Каждый ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в другую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к игровой роли основывается значение игры не только для развития воображения, мышления, воли, но и детской личности в целом".

Таким образом, воспитание и развитие гуманных чувств у детей старшего дошкольного возрастапроисходит эффективно при одновременном воздействии педагога на три сферы личности: на интеллектуальную сферу – формирование правильных представлений о гуманной стороне жизни человека; на эмоциональную сферу – развитие способности к сопереживанию и переживанию вообще; на действенно-практическую сферу – обучение способам гуманного поведения.

Публикации по теме:

Презентация «Использование народной сказки в воспитании гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста» Исследование проводилось в среднем дошкольном возрасте. Данная проблема в наше время актуальна. В данном возрасте благодаря народной сказке.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей.

Консультация «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи детей пятого года жизни. Особенности работы с детьми на занятиях. Формирование словаря. Формирование грамматически.

Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Бочкарева Дарья Олеговна Русакова Ольга Александровна.

Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации,.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…» В. А. Сухомлинский При чтении книг.

Консультация «Воспитание гуманных чувств и культуры поведения у детей дошкольного возраста» Понятие «культура поведение дошкольника» С. В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения.

Возрастные особенности психического развития детей 5–7 лет старшего дошкольного возраста Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Особенности воспитания и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 октября 2019 в 09:33
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Всемирный день семей

Очередной тематический день посвящен самому дорогому, что есть у каждого человека — семье. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы привить детям радость и гордость за то, что у них есть семья, и...

15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...


Горячие темочки