МААМ-картинки

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Алина Аниканова
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых взаимоотношений с людьми, период бурного развития эмоциональной сферы, которая имеет большое влияние на личностное развитие ребенка, на овладение им разнообразных видов деятельности. На протяжении дошкольного детства эмоции развиваются, усложняются и приобретают интелектуализованный характер.

Публикация «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Психологи подчеркивают, что одним из условий возникновение у детей старшего дошкольного возраста сложных эмоций является взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер их психологического развития. Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

эмоционального развития детей дошкольного возраста, на современном этапе, все чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Дошкольники не умеют самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают детские ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир разнообразным, прекрасным и значащим.

Формирование значительной части эмоционального опыта ребенка, в частности динамики экспрессивных действий, адекватности эмоционального реагирования, развития эмпатии, саморегуляции, а также выражение личностных особенностей общей эмоциональности, тревожности, сензитивности, фрустрированности происходят преимущественно под влиянием именно этих факторов в дошкольном периоде.

Психологи отмечают, что нет правильных и неправильных чувств и эмоций, все они играют важную роль в жизни ребенка. И что не менее важно - эмоции ребенка дают самим детям и взрослым информацию об их состоянии.

Положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. Благодаря этим эмоциям дети чувствуют, что в их мире все в порядке.

За период детства особенности эмоций (их сила, протяженность, устойчивость) изменяются в связи с изменениями общего характера общественной деятельности ребенка и его мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Вместе с переживанием удовлетворения или неудовлетворения, связанных с удовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, связанные с тем, насколько хорошо она выполнила свои обязанности, какое значение имеют его действия для других людей и в какой мере она придерживается норм и правил поведения.

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругаться».

Также к основным психологическим новообразованиям дошкольного возраста относятся : возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения, возникновение первичных этических инстанций, возникновение соподчинения мотивов, возникновение произвольного поведения, возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.

Как отмечают ученые Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Е. В. Субботский, В. С. Мухина именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, В. С. Мухина). В процессе нравственного воспитания у ребенка формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей отзывчивости, эмпатии, гуманности.

Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процесс усвоения базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные образцы, эталоны, правила и нормы. Это происходит через действие общего механизма базисных этических понятий и частных механизмов идентификации; подражания–имитации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс развития нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается важнейшее новообразование – развивается эмпатия, способность сопереживать, сочувствовать.

Как указывают О. А. Белобрыкина, Л. М. Алибекова, в старшем дошкольном возрасте дети способны к достаточно острым переживаниям не только сочувствия, сострадания, но и к ярким проявлениям зависти.

С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие); научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Ребенок обнаруживает способность удерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и усвоенных норм поведения. Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведение, особенно, когда оно связано с новой ролью.

Таким образом, изучение особенностей эмоционального развития в дошкольном возрасте позволяет сделать вывод, что к у ребенка-дошкольника увеличивается устойчивость чувств, они становятся более обобщенными, осознанными, глубокими, возрастает умение детей дошкольного возраста регулировать свои эмоциональные реакции, в этот период появляются новые, высшие чувства: ребенок оказывается способным сопереживать и сочувствовать другим людям. Именно в возрасте 5-6 лет дети осваивают высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ребенку понять переживания другого человека.

Публикации по теме:

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная.

Консультация «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте связано.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи детей пятого года жизни. Особенности работы с детьми на занятиях. Формирование словаря. Формирование грамматически.

Протокол родительского собрания по теме «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в старшей группе Тема: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Организация.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Психолого-физиологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста Вопросы психолого-физиологических особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблем дошкольной.

Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса.

Родительский клуб в старшей группе «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формирование у родителей практических умений.

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в группе «Солнышко» (дети 5-7 лет). Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 апреля 2019 в 20:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД