Лавренов Сергей
Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей в зависимости от пола
▼ Скачать + Заказать документы
Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей в зависимости от пола.
Девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом. Необходимы совместные игры мальчиков и девочек, но не для того чтобы быть одинаковыми, а как раз для того чтобы быть разными. В совместных играх, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки идентифицируют свой пол «от противного».
Публикация «Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей в зависимости от пола» размещена в разделах
Учёт половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по нескольким направлениям:
- подбор упражнений;
- нормирование физической нагрузки;
- методика обучения сложным двигательным действиям;
- педагогическое руководство двигательной деятельностью;
- двигательные предпочтения, взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений;
- требования к качеству выполнения заданий;
- инвентарь и оборудование;
- расстановка и уборка снарядов;
- диагностика физического состояния.
Педагоги рассматривают гендерный подход как подход к образованию и воспитанию с дифференциально-психофизиологических позиций, то есть с учётом индивидуальных особенностей пола для наилучшего развития и становления личности, согласно естественным закономерностям природы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема гендерного подхода недостаточно разобрана в теории и почти не применяется на практике в современном школьном и дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в современной педагогике теория полоролевого подхода недостаточно разработана, нет единой трактовки в понятии гендера, и эта проблема является одной и самой значимой и актуальной в современном обществе. Наблюдается тенденция своеобразного «обмена» социальными ролями между мужчинами и женщинами. «Всё менее проявляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола уже в дошкольном возрасте: мужественности у мальчиков и женственности у девочек» (С. О. Филипова). Поведение детей есть следствие их социализации и воспитания. Ухудшилось состояние здоровья детей, снизился их физический и умственный потенциал. В таких условиях образование должно осуществляться с дифференциально-психофизиологических позиций, основанном на индивидуальном подходе к ребёнку, и приобретать оздоровительную направленность, исходя из биологических, анатомо-физиологических, психологических и других существенных различий мальчиков и девочек.
Учитывать особенности развития детей необходимо в дошкольном возрасте. Гендерный подход в образовании детей дошкольного возраста эффективней осуществлять в физическом образовании, так как развитие ребёнка в раннем детстве происходит в основном в движениях и игровой деятельности.
Применение гендерного подхода при физическом образовании в условиях дошкольного учреждения позволяет на практике учитывать полоролевые особенности детей. Цель такого подхода – всестороннее развитие ребёнка, повышение уровня физического здоровья и общего развития детей дошкольного возраста, становление социальных ролей без нарушения хода становления личности. В процессе создания социальных ролей природа и воспитание должны тесно взаимодействовать.
Для занятий исходя из полоролевых предпочтений детей и эстетических соображений, была выбрана нетрадиционная спортивная форма: для девочек – гимнастический купальник; для мальчиков – кимоно. В новой одежде дети ощущали себя по-другому. Так, девочки в купальниках старались подчеркнуть изящество, грациозность, их движения стали более выразительны, точны. Мальчики в кимоно чувствовали себя раскованно и в то же время уверенно, форма помогла им подчеркнуть свою мужественность.
Выбор формы проявил основную направленность в содержании работы: так, у девочек занятие строилось на элементах художественной и ритмической гимнастики; у мальчиков – на элементах спортивной гимнастики, акробатики, борьбы.
Тематика занятий учитывала образы и роли, свойственные каждому полу: у девочек – «Феи», «Принцессы» и т. д. ; у мальчиков - «Защитники», «Богатыри», «Спасатели» и т. д.
Основным содержанием стала игровая, творческая деятельность детей, которые выбирали разные роли: Спасателей, Защитников, или Хозяюшки, Умелицы. Девочки предпочитали проявлять себя в ловкости, гибкости, равновесии, мальчики – в силе, быстроте, выносливости.
С учё том двигательных предпочтений подбирался инвентарь и оборудование: у девочек – скакалки, обручи, ленты; у мальчиков – гимнастические палки, кегли, гантели. Общеразвивающие упражнения тоже были различны: у девочек: композиции ритмической, художественной гимнастики, стретчинга (гимнастики на растяжение); у мальчиков – силовые, восточно-оздоровительные комплексы, с элементами спортивного танца. На основе музыкальных предпочтений подбиралось музыкальное сопровождение к занятиям.