Лучший педагог года

Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений

Елена Смирнова
Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.

Публикация «Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений» размещена в разделах

Семья является фундаментом любого общества, это аксиома, которая не требует доказательств.

Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений : (педагогическая и психологическая неграмотность родителей; одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи. В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка.

Так же есть семьи, которые воспитывают детей с ОВЗ, и это очень не просто подстроиться под «особенного» ребенка. Развитие ребенка с ограниченными возможностями в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом, духовном становлении.

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Но ДОУ не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы – педагоги должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные влияния, включить их в систему своей педагогической деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Все причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью педагогической и психологической коррекции.

Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми могут проводиться такие коррекционные формы работы педагогов:

Опрос, анкетирование родителей. В первую очередь это изучение семьи, с целью собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.

Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к сверстникам, информирует родителей об успехах их ребенка и т. д.

Стенд для родителей – где изложены основные положения, касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы педагога по работе с семьей

Родительское собрание (лекция, семинар-практикум, круглый стол) – на них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с ДОУ, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические и психологические проблемы, в результате беседы, родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей.

Внеклассные мероприятия – это совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Ролевые игры – направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.

Открытые занятия – обычно организуются с цепью ознакомления родителей с программами обучения, методикой обучения, требованиями педагога.

Консультирование – это ориентация по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейном благополучии.

Индивидуальная консультация – необходима при любом типе воспитания, она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия, и наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей (страхи, агрессия, застенчивость). Поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.

Групповое консультирование с целью помочь родителям справляться с

проблемами, возникающими при воспитании детей. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивать активность и уверенность родителей.

Игровой тренинг – направленный на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Целесообразность проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком, возможность вступить с ребенком в тесный контакт. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются к ним относиться безоценочно, с пониманием. Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении проблем. Курс таких занятий – это первый шаг на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоление отклоняющего поведения. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Психокоррекции – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как одно целое, которая сплачивается только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. А возникшие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов, друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении будущей личности общества.

Результатами психологического сопровождения дошкольников являются:

повышение социально – психологической компетентности родителей (законных представителей);

согласованность взаимодействия всех участников образовательной деятельности (воспитателей, специалистов, детей, их родителей);

улучшение психического и эмоционального самочувствия детей;

гармонизация детско-родительских отношений;

содействие оптимальному развитию личности ребенка и укреплению внутрисемейных связей и отношений.

Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с ДОУ, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.

Сейчас мы с вами немного поиграем «Мини-тренинг «Ролевые игры»

Выбирается взрослый (родитель) и взрослый (ребенок).

Задание (Время выполнения – 5 минут). 1-й взрослый: От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей. 2-й взрослый: покажите реакцию мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Какие чувства вы испытывали во время объяснения «маме»?

Что вы чувствовали, когда мама вас ругала?

Что хотелось сделать, когда мама ругала?

Рефлексия участника, игравшего роль взрослого:

Что вам хотелось сделать, когда вы увидели мокрого и грязного ребенка?

Легко ли найти слова, позволяющие успокоить ребенка?

Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Вывод: необходимо всегда проникать в мир детей, это поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие с собственным ребенком.

Публикации по теме:

Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт)Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья»Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии»Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.

Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха»Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха» Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Среди всех христианских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 00:19
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД