Светлана Панченко
От профессионального педагога к конкурентоспособному специалисту
▼ Скачать + Заказать документы
Какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно он является основной фигурой при реализации на практике нововведений. При этом важно помнить, что продуктивность его деятельности зависит не только от его ориентированности в общенаучных аспектах психолого – педагогических наук, степени специальной профессиональной подготовки, но и от уровня профессиональной компетентности и профессионализма, уровня его успешности. Из многочисленных существующих диагностических методик я выделила следующие педагогические критерии успешности педагога : о его работе, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий – это уровень обученности наших студентов. Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это: учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации); учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать); учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля). Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию, целью которой является овладение педагогами теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний. Четвертый критерий – образование педагогов и nовышение квалификации. Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании. Шестой критерий – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Кроме общих критериев, присущих педагогу, необходимо выделить и специальные критерии, характерные для преподавателя техникума: профессиональная компетентность в области преподавания специальных дисциплин и профессиональных модулей, методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у будущих специалистов; социально-психологическая компетентность в области процессов общения с другими специалистами в процессе профессионального общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей студентов; аутопсихологическая компетентность в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности. Компетентность преподавателя должна быть на очень высоком уровне и определяется она как знания, умения, опыт, личностные качества, позволяющие осуществлять образовательную деятельность в сфере подготовки специалистов. Выдающийся русский педагог П. Ф. Каптерев показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества педагога. Педагог должен понимать психическое состояние студентов, сопереживать и взаимодействовать с ними. В педагогическом такте выражается общая культура и профессионализм педагога. Чем ярче и богаче представления педагога, относящиеся к его работе, тем лучше он ориентируется в задачах деятельности, правильно принимает решения, направленные на выполнение поставленной цели. Личностные особенности педагога выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик педагога, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима. Такие качества структурировались в работах Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой. Профессионально-личностные критерии успешности педагога : эмоциональность (интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств, адекватность эмоционального состояния педагога на деятельность студентов, доброжелательность, уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда, выразительность речи (содержательность, яркость, образность и убедительность, творческое начало личности, организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого педагога, так и для создания хорошего студенческого коллектива, чувство юмора (В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: педагог не понимает студента, студент не понимает педагога, сознание того, что студенты тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого педагог часто не находит выхода», настойчивость, дисциплинированность. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу педагога : это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и студентами, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств. Образовательный процесс имеет две тесно связанные, но в то же время различные стороны – педагогическую деятельность (обучение и преподавание) и учебную деятельность (один из видов учения). В основе профессионального труда педагога лежит совместная деятельность со студенческой аудиторией. «Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках». Заметим, что согласно этой притче, наиболее благоприятные условия для формирования профессиональной готовности создаются при заинтересованности и увлеченности своим предметом и при мотиве общения с ребятами педагога. Успешность человека именно в достижении оптимальных показателей в учебе будет определять его будущую профессиональную успешность и заложит основу для жизненной успешности в целом. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности студента, поскольку именно в этом процессе развиваются различные качества и свойства личности студента, приобретаются профессионально важные знания, умения, навыки, достигаются основные цели подготовки специалиста. Успешность рассматривается как характеристика темпов, напряженности, степени прилежания и усилий. В мотивационной структуре успешных студентов в качестве постоянных мотивов учебной деятельности выступают профессиональный – стать высококвалифицированным специалистом, профессионального достижения - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности и получить диплом. У успешных студентов сформированы такие учебные умения как готовиться к экзаменам, работать с книгой, выделять главное из прочитанного, осуществлять библиографический поиск, писать реферат, курсовую работу, составлять тезисы, рационально запоминать материал, планировать свое время. На всех курсах обучения успешные студенты отличаются от неуспешных учебной активностью, проявляющейся в регулярности посещения учебных занятий, временем, затрачиваемым на самостоятельную работу и регулярностью занятий самостоятельной работой. Выявилась еще одна существенная закономерность: оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких студентов в первую очередь важно избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии. Успешность обучения - качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого студента. Иными словами, успешность отражает определенное свойство личности, содержащее в себе немало компонентов, имеющее свои характеристики. Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для студента изучаемое им. Первый критерий – интерес, мотивация (чем интереснее для студента учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается). Второй критерий – сознательное обучение. Третий критерий – взаимоотношения в системе «педагог – студент» (в процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения).
Публикация «От профессионального педагога к конкурентоспособному специалисту» размещена в разделах
Четвертый критерий – учет индивидуальных особенностей студента (внимания, памяти, мышления при построении занятия и организации учебной деятельности). Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств педагога. К числу наиболее важных качеств педагога относят его внимательность и наблюдательность. Педагог не должен спрашивать студентов – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать: как на занятии создана установка быть внимательным, как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания ребят (яркость, новизна, структурирование, как организована смена видов деятельности, как учитываются возрастные особенности внимания ребят, как организована активность их на занятии. Не допускается формальное преподавание, при котором педагог не заботится о том, какой смысл для его студентов имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. «Науку, - писал Герцен, - надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для студента. В наш стремительный век компьютерных технологий для того, чтобы говорить со студентами на одном языке, педагогу необходимо постоянно повышать уровень компьютерной грамотности, методической культуры и профессиональных знаний, осваивать и применять на занятиях новые технологии. Одним из принципов работы по новым технологиям является то, что на занятии педагог и студент сотрудничают на равных. Главной задачей педагога становится мотивация студентов на проявление инициативы и самостоятельности, организация самостоятельной деятельности их, в которой каждый (в том числе и сам педагог) мог бы реализовать свои способности и интересы. Только тот педагог будет примером для своих студентов, который им интересен. Средством формирования учебно – профессиональной успешности будущего специалиста могут стать инновационные педагогические технологии всех уровней и на всех этапах обучения, а также взаимосвязь между этапами профессионального образования и педагогическими технологиями. Таким образом считаю, что в подготовке конкурентноспособного специалиста, востребованного на рынке труда, важную роль играет уровень профессиональной компетентности и профессионализма, а также уровень успешности педагога.