Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО

Галина Фролова
Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. В последнее время вследствие высокой занятости родителей бытовыми, а чаще всего финансовыми проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому, резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя —логопеда в общеобразовательных учреждениях. Сейчас как никогда возникла необходимость разработки и внедрения в практику дошкольных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях. Успешность коррекционной работы учителя-логопеда во многом зависит от активного участия в коррекционно-педагогическом процессе родителей детей, имеющих речевые проблемы.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания и обучения установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями.

В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения. Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями: родительские собрания, анкетирование, индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации, совместные семинары – практикумы, посещение логопедических занятий, информационный стенд «Логопедический уголок» в группе, индивидуальные буклеты для родителей, информационно – коммуникационные технологии.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в речевую группу детского сада. Но еще до начала учебного года, для родителей вновь поступивших детей, я провожу групповое собрание (после ПМПк). На этом собрании я знакомлю родителей с работой дошкольного учреждения, программой воспитания и обучения, говорю о необходимости проведения с детьми серьезной коррекционно-воспитательной работы. Также рассказываю об особенностях развития детей с общим недоразвитием речи и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании. Родители подводятся к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребенка.

Групповые родительские собрания проводятся три раза: в начале, в середине и в конце учебного года. На них перед родителями ставятся конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения ребенка в детском саду. Например, «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семь в преодолении речевых нарушений» для родителей старшей группы; «Ребенок готовится к школе» для родителей подготовительной группы и др.

Здесь же стараюсь закладывать основы сотрудничества и взаимодействия, формирую дружеские, партнерские отношения. В ходе собрания происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка, поводится анкетирование.

Я предлагаю составленную и апробированную мною анкету для родителей, которая помогает выявить на начальных этапах занятий с детьми трудности, возникшие как у детей, так и у родителей дома при выполнении заданий логопеда. Проведение анкетирования родителей позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса.

Одной из форм работы, проводимой мною, являются систематические беседы с родителями. Для удобства общения, один раз в неделю (в четверг) работаю во второй половине дня. Цель бесед – оказание родителям своевременной помощи по проблемным вопросам развития и коррекции речи. В ходе бесед стараюсь включить родителей в коррекционный процесс. В конце сентября до родителей довожу результаты диагностики детей. Это происходит только в индивидуальной беседе. Здесь преследую главную цель – установить с родителями доверительные отношения, заручиться поддержкой для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе я отмечаю сильные и слабые стороны речи ребенка, намечаю пути оказания помощи в коррекции речи. В течение года с родителями воспитанников провожу индивидуальные беседы по запросу родителей.

Также провожу консультации для родителей. Каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, стараюсь вызвать у них желание сотрудничать. Некоторые темы проводимых мною консультаций: «Почему наши дети плохо говорят», «Что такое общее недоразвитие речи?», «Чем занять ребенка дома», «Речевая готовность ребёнка к школе», «Подготовка руки к письму» и др.

С первых дней пребывания ребенка в речевой группе, я убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики, поэтому обязательно провожу консультации: «Развиваем пальчики, стимулируем речь ребенка» (для родителей старшей группы, «Готовность руки к письму» (для родителей подготовительной группы. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.

Кроме того считаю одной из основных форм работы с родителями семинары-практикумы. В начале года родители приглашаются на семинар - практикум «Артикуляционная гимнастика – как основа правильного произношения». Следующий семинар-практикум - «Как заниматься с ребенком дома». К данным семинарам организуется выставка методической литературы и пособий под рубрикой «Домашний логопед», на которой родители ознакомятся с пособиями по коррекции и развитию речи. Ещё одна форма работы с родителями «Мастер – класс». Для родителей старшей группы проводила логопедический мастер - класс «Волшебный ветерок», где родители сами становились участниками данных упражнений. Вместе с воспитателями провожу обучение родителей совместным формам деятельности с детьми, носящее коррекционную направленность: различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, знакомим с различными дидактическими речевыми играми.

Примером практической формы работы с родителями в нашем дошкольном учреждении выступает организация «Школы для родителей», где родители получают советы и практические рекомендации, в частности, по обучению детей грамоте и подготовке к обучению в школе.

Открытые занятия позволяют родителям познакомиться с приемами проведения игр и упражнений с детьми, увидеть уровень успеваемости своего ребенка, в сравнении с другими детьми. В конце учебного года обязательно проведение открытого занятия с приглашением учителя начальных классов и родителей. Цель: показать результат логопедической работы и уровень готовности детей к школе.

Одной из форм взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий для совместной деятельности детей и родителей дома. Началу работы предшествует консультация «Как работать в тетради дома». Родителям предлагаются варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности между членами семьи, чтобы способствовать развитию речи ребенка. Задания планируются и разрабатываются в соответствии с перспективным планом коррекционно-воспитательной работы. Задания объединяют все темы коррекционной работы: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматику, лексику, связную речь, мелкую моторику. Увеличение и усложнение заданий происходит постепенно, так, чтобы для ребенка, а на первых этапах и для родителей, сохранилась «ситуация» успеха, чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.

В группе мною создан «Логопедический уголок», который отражает тематику занятий, дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит родителей с новыми приемами коррекционный работы с детьми. Здесь же родителям даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков. Предлагаю родителям различные консультации. Например, «Развиваем речевое внимание ребёнка», «Развиваем слуховое внимание ребёнка», «Речевое развитие ребенка на 6-ом году жизни. Особенности овладения детьми звукопроизношения», «Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями», «Речевое общение. О чем разговаривать с дошкольником», «Уважайте своего ребенка!», «Развитие памяти, внимания и мышления», «Советы родителям будущих первоклассников». Рубрика “Играем дома” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

Также выпускаю буклеты, памятки для родителей с интересной и главное, полезной информацией, играми, заданиями и упражнениями по автоматизации звуков, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для разучивания и проведения их дома. Названия буклетов: «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики», «Родителям будущих первоклассников», «Скоро в школу», «Логопед советует. Артикуляционная гимнастика (общий комплекс упражнений)», «Развиваем память малыша», «Пальцы помогают говорить», «По дороге в детский сад» и др.

Нашу повседневную жизнь невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей. Родители наших детей в большинстве молодые люди, для которых компьютер и интернет такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как телевизор и телефон. Поэтому стараюсь активно использовать эти возможности для пропаганды логопедических знаний среди родителей. Рекомендую родителям посещать сайт детского сада http://kopdou1.jimdo.com/. Основным мотивом посещения, которого должно стать получение информации о жизни детского сада. Так же родители получили доступ к информации на сайте «Сетевой город. Образование» (http://81.177.100.45/about.asp?AL=Y).

Через сайт детского сада или электронную почту специалиста можно напрямую задать любой вопрос или получить консультацию у специалистов МДОУ. Такая форма работы помогает родителям глубже проникнуть в суть проблем, которые возникли у его ребенка, адекватно оценить их и вовремя начать работу по коррекции.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Применение традиционных и новых с привлечением инновационных форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Все эти формы хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике. Родители, как правило, включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А результат возможен только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласовано, но и проявлять инициативу.

Опыт моей работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Только такое совместное взаимодействие оказывает положительное влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребенка.

Публикации по теме:

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Введение "От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого.

Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ.

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанниковИспользование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Информационные технологии предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности взаимодействия с родителями. Их использование в сетевом.

Об использовании современных форм сотрудничества с родителямиОб использовании современных форм сотрудничества с родителями Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников. В законе об образовании РФ (ст. 44, 45,64) нашла свое отражение.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Отчёт воспитателя об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Отчёт воспитателя МБДОУ детского сада № 16 станицы Губской С. А. Моторкиной об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников,.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №18 города Ейска муниципального образования Ейский.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении.

Письменный отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО, воспитателя.

Семинар «Поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй воспитанника»Семинар «Поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй воспитанника» В работе с детьми в ДОУ компенсирующего вида есть свои особенности: ребёнок приходит в группу с нарушением речи, что порой, само по себе,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
Опубликовано: 23 мая 2016 в 22:06
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...