Наталья Куртукова
Отчёт работы
▼ Скачать + Заказать документы
отчёт
Куртуковой Натальи Петровны, 13.07.1968г.
воспитателя,
муниципального казенного учреждения
Социально - реабилитационный центр
«Берег надежды», 27.10.2010 г.
С 1987- 2008году я работала в МУ «Березовская основная общеобразовательная школа» учителем начальных классов. Последний год я работала над проблемой осуществления личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании через внедрение элементов театральной педагогики. Я ознакомилась с научно-теоретическими и методическими аспектами личностно-ориентированного обучения в работах М. Е. Кузнецова, ИС. Якиманской, посещала семинары в школе театральной культуры №2 г. Новокузнецка, изучив опыт работы по театральной педагогике, решила использовать передовой опыт в своей работе. На своих уроках я включала двигательные разминки, артикуляционные упражнения, пальчиковые упражнения. Используя средства эмоционального самовыражения, мимику, жесты, взгляд, интонацию, я пыталась воздействовать на чувства детей, удерживать и управлять вниманием детей, старалась снизить напряжение и создать атмосферу радости и творчества на уроке. Очень часто на уроках чтения использовала игру – драматизацию, особый интерес вызывал у детей использование пальчиковых кукол. Куклы - пальчики помогали при разучивании стишков и песенок, помогали вести диалог с героями книг. В гости к ребятам приходили Винни-пух, Белоснежка, Буратино, а в беседу с гостями вступали уже как бы не сами дети, а их куклы – колпачки. Это способствовало снятию эмоционального напряжения у детей, уменьшало страх сделать ошибку, позволяло замкнутому ребенку раскрепоститься, повысить свой общественный статус и получить одобрение не только от учителя, но и от товарищей. Вела специальные тетради-альбомчики, в которых дети иллюстрировали изучаемые стишки, песенки, своё настроение. Во время «Рисовальных пауз» использовала музыкальное сопровождение, во время которых дети с удовольствием фантазировали, творили. Внедряя элементы таетральной педагогики на уроках, учащиеся при тестировании показали следующие результаты: математика 100%, русский язык 85%. Своим опытом работы делилась с коллегами школ, проводила открытые уроки на семинарах Новокузнецкого района.
Публикация «Отчёт работы» размещена в разделах
В 2008-2010г. я работала в МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья №66» VII Iвида г. Новокузнецка. Основа моей работы в этой школе – учеба через игру. В игре удаётся активировать внимание, память, мышление, а однообразный материал сделать доступным и интересным. На уроках я применяла дидактическую игру, которая способствовала социальной адаптации обучающихся, расширяла кругозор, обогащала словарь. Например, во время экскурсии на улицу, к перекрёстку, к бензозаправочной станции учащиеся наблюдали за движением транспорта, встречались с дорожными знаками. Работой оператора, отпускающего бензин, встречались с работниками ГАИ, шоферами. Полученные знания, учащиеся использовали на уроке математики, где определяли в ходе игры предыдущие и последующие числа, упражнялись в их нахождении. На уроках по развитию речи ребята составляли предложения со словами, с которыми познакомились во время экскурсии. Мои воспитанники с удовольствием принимали участие в жизни школы. Занимали призовые места в предметных неделях по математике, русскому языку, живому миру. Участвовали в представлениях на городских конкурсах «Веселые нотки», «Лучики надежды», конкурсах листовок «Минздрав предупреждает…». Мои воспитанники были активными участниками кружковой деятельности.
Результативность моей педагогической деятельности характеризовалась 100% успеваемостью, при качестве знаний -65%. Участвовала в работе временной творческой группе по созданию сборника «Из опыта работы учителей по профессиональной ориентации обучающихся». Работая 2 года в этой школе я проводила открытые уроки по математике. русскому языку, классный час по теме: «Почетная профессия – хлебороб», конкурс по русскому языку «Грамматический чай», предметную неделю «Правила дорожного движения», праздник «День учителя». На методических объединениях учителей начальных классов представляла доклады по теме: «Социальная адаптация умственно отсталых школьников через сюжетно-ролевые игры на уроках по развитию речи», «Использование дидактических игр как условие здоровьесберегающих технологий в учебном пространстве коррекционной школы», «Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе», «Игра – как средство обучения и воспитания детей», «Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе. Принимала активное участие в подготовке к праздникам, в оформлении школы.
В МКУ СРЦН «Берег надежды» работаю 2года, в должности воспитателя. В СРЦН помещаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Основные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр: социально-опасное положение в семье, трудная жизненная ситуация, дети, оставшиеся без попечения родителей. На социальную реабилитацию поступают дети с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития, много педагогически запущенных детей. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Состав разновозрастной группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной работы приходится вносить изменения, варьировать в соответствии с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников.
В связи с тем, что увеличивается число хронических заболеваний в раннем возрасте, я взяла тему для самообразования: «Формирование здорового образа жизни».
В течение 2010-12 гг. в СРЦН вела воспитательную коррекционно-реабилитационную работу по направлению : «Формирование здорового образа жизни».
«Формирование здорового образа жизни» направлено на сохранение и укрепление физического здоровья детей. Направление предусматривает развитие физической активности воспитанников СРЦН, формирование активной жизненной позиции, приобщение к занятиям спортом, воспитание гигиенической культуры, профилактику вредных привычек, инфекционных и др. заболеваний. Реализация направления осуществляю через практические и тематические занятия, закаливание, утреннюю гимнастику, спортивные досуговые мероприятия, праздники Здоровья, уроки здоровья, встречи с медицинским работником центра.
Провожу беседы по гигиене тела, профилактике инфекционных заболеваний, закаливанию, разрабатываю комплекс физических упражнений для коррекции осанки, упражнений на различные группы мышц, оформила информационный стенд «Уголок здоровья». Воспитанники вооружаются знаниями и навыками здорового образа жизни, которые им необходимы. Хочется отметить, что количество детей, которые улучшили своё здоровье в результате проведённой работы по здоровому образу жизни, возрастает.
Мною проводилась воспитательная работа с несовершеннолетними по дополнительным направлениям, необходимость в которых возникла после анализа диагностики индивидуального развития детей. Проанализировав свою педагогическую деятельность, поставила следующие воспитательные задачи
-формирование у детей культуры отношения к природе Родины;
-развитие произвольности психических процессов;
-формирование культуры взаимоотношений в коллективе, семье (поведенческие основы);
-приобщение воспитанников к гигиенической культуре; развитие навыков самообслуживания;
-формирование познавательной активности и любознательности; повышение успеваемости школьников;
-формирование любви к труду и общественно-полезной деятельности;
- развитие творческих способностей;
-профилактика правонарушений, асоциального поведения;
-работа с родителями.
Воспитательная работа по формированию культуры отношения к природе Родины проходила по следующим разделам: природа России, экология, экологическая культура и приобщение к ней. Реализация этого направления в воспитательной работе осуществляла посредством наблюдений за природой во время прогулок и экскурсий на природу и отображение наблюдений в искусстве (стихи, рисунки).
Развитие произвольности психических процессов осуществлялось различными способами ( например: задания на смекалку, логические задачи и др.). Развитие памяти, речи, внимания у воспитанников осуществляла через подготовку к различным праздникам, заучивание стихотворений, текстов песен, участие в сценках и т. п., через индивидуальную работу с детьми, при выполнении домашних заданий. Благодаря проведённой работе по развитию психических процессов у школьников улучшилась успеваемость по школьным предметам, память, внимание.
Немаловажную роль в воспитании детей имеет формирование культуры взаимоотношений (поведенческих основ). Так как все дети живут в большом коллективе, то свою жизнь они должны (с помощью педагогов) организовать таким образом, чтобы ладить со сверстниками, уметь поддерживать дружеские отношения, не конфликтовать с взрослыми, уметь обходить «острые углы» в конфликтных ситуациях. Основа направления - эстетика и этика поведения человека. С этой целью проводила: сюжетно-ролевые игры: «Приём гостей», «День рождения друга», «В школе» и др., индивидуальные беседы с воспитанниками о культуре поведения, уроки Вежливости и Доброты, игра «Путешествие по планете Вежливость». Особенно удаются практикумы по культуре общения, решение ситуационных задач, в процессе которых дети сами находят правильное решение своего поведения в коллективе, семье. Проведенная работа по этому направлению дала положительные результаты: дети научились правильно вести себя в общении, регулировать свои негативные эмоции, уважительно относиться к сотрудникам центра, обучились культуре поведения в общественных местах.
Одним из важных воспитательных моментов является приобщение к гигиенической культуре. По этому направлению работу веду постоянно. Проводила тематические занятия: «Как правильно чистить зубы», «Режим дня», «Профилактика гриппа» и т. д., практикумы по привитию гигиенических навыков. Как результат – воспитанники социально-реабилитационного центра получили необходимые навыки гигиенической культуры. Работа по формированию гигиенической культуры проводилась параллельно и на занятиях по «Формированию ЗОЖ». Воспитанникам в течение всего периода реабилитации прививала навыки самообслуживания. В процессе приобщения детей к самообслуживанию воспитанники получили навыки ручного труда, научились выполнять уборку комнат, дежурить по столовой, стирать, организовывать свой быт. С воспитанниками проводила работу по развитию детского творчества. Организовывала выступления детей на праздничных мероприятиях с номерами художественной самодеятельности, воспитанники оформляли зал к праздникам. С целью развития детского творчества проводились конкурсы рисунков «Война глазами детей», «Моя любимая мамочка», «Праздник со слезами на глазах», конкурсы рисунков о природе родного края, кружковая работа.
Формирование познавательной активности и любознательности является основополагающим фактором в умственном развитии воспитанников. По этому направлению провела : весёлую познавательную игру «На ошибках учатся», викторину «Экология и мы», «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Профессии от А до Я» и др., чтение познавательной литературы. У детей дошкольного возраста познавательная активность формируется на занятиях «ознакомление с окружающим» по программе детского сада, где они познают мир, развивают речь. С окружающим миром детей также знакомила на целевых прогулках, экскурсиях. Познавательную активность у дошкольников развивала также через сюжетно-ролевые, развивающие игры и занятия, ознакомление с детской художественной литературой. Прослеживая изменения в результатах диагностики индивидуального развития воспитанников, отчётливо видно улучшение уровня познавательной активности, что соответственно положительно сказывается и на их успеваемости в школе.
В течение реабилитационного периода воспитанникам прививала любовь к труду, стремление участвовать в общественной деятельности. Проводила: беседы о необходимости труда, операции «Чистый двор», «Тепло», «Уют», «Книжкин Доктор Айболит», субботники. Воспитанники под моим руководством оказывали посильную помощь пожилым людям и инвалидам. Дети оказывают помощь в труде работникам центра, дежурят по столовой, прибираются в комнатах, ухаживают за животными в уголке природы, за комнатными растениями и т. д. Все воспитанники приобретают необходимые трудовые навыки, которые им пригодятся в самостоятельной жизни. Воспитанникам прививала мысль, что учёба - их главный труд. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам школьникам оказывала помощь: обучение приёмам рационального счёта, коррекция техники чтения и письма, обучение приёмам запоминания, а также ликвидация пробелов в знаниях. С педагогами школ, классными руководителями поддерживаю тесное сотрудничество.
Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра, посещение методических объединений, педагогических советов, ПМПК, открытых занятий. Разрабатывала и проводила открытые занятия, праздники, развлечения, индивидуальные программы реабилитации. Принимала участие семинаре-практикуме: «Детские воспоминания», в городском семинаре «Социально-психологическая работа по профилактике жестокого обращения с детьми». Мой опыт по теме: «Формирование здорового образа жизни» обобщен и представлен на методическом объединении.
Участвую в подготовке и проведении праздников, развлечений, проводимых в центре. Составила картотеки игр: подвижных, сюжетно-ролевых, пальчиковых, по развитию речи, экологических.
А свою педагогическую деятельность была награждена почетными грамотами и благодарственными письмами.