Басырова Людмила Анатольевна
Отчет о работе по дополнительному образованию «Ребёнок — маленький исследователь природы»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2019-2020 учебном году я приступила к работе по экспериментально-исследовательской деятельности «Ребёнок - маленький исследователь природы» с детьми средней группы.
На протяжении всего дошкольного детства, помимо игровой деятельности, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается как процесс усвоения ЗУН, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Публикация «Отчет о работе по дополнительному образованию „Ребёнок — маленький исследователь природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В последнее время популярность приобретает детское экспериментирование. Достоинство его в том, что оно даёт ребёнку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей и формирование трудовых навыков.
Основная цель работы кружка: формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Были поставлены задачи:
Обучающие:
• Расширять и обобщать знания детей о мире природы через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни, радоваться красоте природы.
Развивающие:
• Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, запоминать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и активность к познанию нового, формирование
экологической культуры ребёнка.
Работа кружка «Ребёнок - маленький исследователь природы» проводилась с октября по май месяц, 1 раз в неделю по 20 мин., во 2-й половине дня, в группе. Активное участие в деятельности кружка приняли 10 воспитанников. Было проведено 32 занятия. Из них 10 с экспериментированием по темам: "Живая и неживая природа", "Летающие семена", "Знакомство со свойствами льда", "Ветер-ветерок", "Проращивание лука в разных условиях", "Волшебное зеркало", "Чудеса растений" (как пьют воду, "Песочная страна", "В маленьком семечке прячется растение".
Содержание занятий строилось на основе перспективного плана и включало объяснение материала, а также практическую часть. Я использовала в процессе работы с детьми разные методы (словесные, наглядные, практические) и интересные дошкольникам формы обучения. Это наблюдения, беседы, игровые ситуации, Д/И, рассматривание иллюстраций, просмотры презентаций и мультфильмов, отгадывание загадок и кроссвордов, чтение стихов, словесные игры, М/П игры, пальчиковая гимнастика, слушание песен, драматизация сказки "Мышонок и Лягушонок", рассказы воспитателя, делали с детьми разные поделки, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д. Побуждала сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Стремилась формировать умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт детей. В процессе занятий дети учились отличать природные объекты от искусственных, объекты живой природы – от объектов неживой природы, высказывали суждения. Кроме того, в план была введена экскурсия по территории д/с «Как растения готовятся к зиме» для того, чтобы уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью.
На занятиях по кружку проводили игры «Кто лишний», «Что было бы, если бы кошка лаяла?», «Кто, где живет?», «Узнай, какой зверь?», «Кто больше запомнит?», «Как вести себя в лесу», «Разрешается – запрещается», «Твердые, жидкие, газообразные человечки», «Перелётные и зимующие птицы» и другие.
В ходе кружковой деятельности мы с детьми проводили только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).
С интересом исследовали такое явление, как воздух: надували пузыри, ловили его в пакеты, исследовали свойства воздуха. Запомнились увлекательные эксперименты с тенью, звуком, красками. Дети познакомились с назначением органов чувств и их охраной.
В процессе кружковой деятельности, я применяла алгоритм проведения эксперимента для младших дошкольников (по А. И. Ивановой):
• постановка исследовательской задачи (помогает педагог);
• повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
• проведение эксперимента (под руководством педагога);
• наблюдение результатов;
• фиксирование результатов;
• формулировка выводов (помогает педагог).
Организовывая работу кружка с детьми, изготовила памятки для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Меры осторожности во время игр с песком».
Согласно плану, программа реализована полностью. Диагностика детей показала следующие результаты:
высокий уровень- 40% (4 детей,
средний уровень- 60% (6 детей,
низкий уровень - 0% (0 детей).
Уровень Начало года Конец года За год
Высокий 10% 40% 25%
Средний 70% 60% 65%
Низкий 20% 0% 10%
Вывод:
Уровень развития познавательных процессов у детей повысился.
Воспитанники к концу года достигли следующих результатов:
• соблюдает правила безопасности при экспериментировании;
• самостоятельно находят объект по указанным признакам, различают форму;
• проявляют активность в процессе познания свойств и качеств предметов;
• расширили свой кругозор о мире природы;
• используют приобретённые знания, умения и навыки в игровой деятельности.