МААМ-картинки

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка»

Елена Шешукова
Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка»

МБДОУ №7

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»

Программа по дополнительному хореографическому образованию

детей от 4 до 7 лет.

«Сказка»

Автор-составитель:

ПДО по хореографии

Шешукова Е. А.

Кемерово 2018г.

Оглавление:

1. Пояснительная записка. 3

2. Цели программы. 6

3. Задачи программы. 7

4. Методические принципы. 8

Публикация «Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет „Сказка“» размещена в разделах

5. Основные направления и содержания деятельности. 9

6. Этапы реализации программы. 10

7. Методы и приемы обучения. 11

8. Примерное построение занятия, его главные архитектонические «узловые» элементы. 14

9. Учебная программа. 15

9.1. Учебно-тематический план (первый этап. Первый год обучения, средняя группа 4-5 лет. Средний дошкольный возраст). 15

9.2. Учебно-тематический план (второй этап. Второй год обучения, старшая группа,5-6 лет. Старший дошкольный возраст). 17

9.3. Учебно-тематический план (третий этап. Третий год обучения, подготовительная к школе группа, 6-7 лет. Старший дошкольный возраст). 20

10. Условия реализации программы. 24

11. Прогнозируемые результаты учебно-воспитательной работы. 25

12. Список литературы. 27

1. Пояснительная записка

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными танцевальными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

Каждый ребенок дошкольного возраста стремится к красоте и гармонии, старается выразить себя посредством движения, и помочь ему в этом могут специально организованные занятия в рамках хореографического кружка, которые призваны более основательно развивать в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.

Программа отличается творческим подходом к развитию танцевальных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывая их психофизические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах хореографической деятельности. Программа личностно ориентированная, разработанная адекватно возрастным возможностям детей.

Программа предусматривает использование в хореографической деятельности интересного и яркого наглядного материала:

• иллюстрации и репродукции;

• дидактический материал;

• аудио-видео материал;

• музыкальные инструменты;

• игровые атрибуты;

• «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы.

Образовательно-воспитательная программа предусматривает комплексное усвоение хореографического искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей.

2. Цели программы

Основная цель данной программы – выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника.

Развивающая, личностная-развитие стойкого интереса у дошкольников к народному хореографическому искусству, а также художественно- творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей.

Образовательная, профессиональная-освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей.

Воспитательная, общекультурная- расширение кругозора, образно- художественного восприятие мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.

3. Задачи программы

Формирование правильной осанки, укрепление суставно- двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка.

Ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства.

Поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интерес) ритмикой, основами народно-сценического танца с элементами свободной пластики в игровой, образно ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал.

Развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков.

Развитие элементарных пространственных представлений, ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур.

Снятие мышечных зажимов и психологического процесса торможения средствами танца, выработка баланса в системе «возбуждение- торможение».

Формирование и совершенствование коммуникативного и межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер- партнерша», «участник/ансамбль, коллектив»).

Развитие продуктивного и репродуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.

4. Методические принципы

Одним из главных принципов работы с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, танцу, нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:

• Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.

• Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой среде.

• Здесь требуется большое внимание к ребенку, появление индивидуального подхода.

• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога- акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Целостный подход в решении педагогических задач:

• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через слушание музыки, игры и пляски.

• Претворение поученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам хореографического воспитания.

Одним из важнейших принципов хореографического воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давай поиграем», «Покажи мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но, мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую обстановку. Следовательно, группа детей и педагог становятся единым целым.

Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отображение в любом виде хореографической деятельности. В силу очень маленького опыта дети

не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей не произвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться хвалить.

5. Основные направления и содержания деятельности

Программа рассчитана на 3 года обучения дошкольников (детей 4-7 лет):

• Средний дошкольный возраст (средняя группа 4- 5 лет, 1-й год обучения)

• Старший дошкольный возраст (старшая группа 5- 6 лет, 2-й год обучения)

• Подготовительная к школе группа (6-7 лет, 3-й год обучения)

В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май включительно. Основная форма работы – обучающие и развивающие занятия в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия. Число занимающихся детей в каждой группе (подгруппе) в среднем 20 человек.

Дополнительная форма работы - консультация педагога и психолога с родителями и детьми. Принимаются все дети с 4- летнего возраста (без ограничений и не зависимо от наличия у них природных и специальных физических данных).

Дополнительные занятия в детском саду проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 20-25-30 минут.

- 1 занятие- 30 минут

- 2 занятия (2 раза в неделю) - 1 час

- 8 занятий (8 раз в неделю) – 4 часа

- 72 занятия (на протяжении 9 месяцев учебного года) – 36 часов

ВСЕГО: 216 занятий на протяжении 3-х лет обучения- 108 часов.

Этапность в обучении является ступенчатой формой организации учебно- воспитательного процесса и отвечает дидактическому принципу доступности и последовательности.

6. Этапы реализации программы

Этапы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методики обучения, возрастному синтезу, степени индивидуализации подходов и совпадают с годичными циклами учебно-воспитательного процесса.

Первый этап (1- й год обучения, средняя группа 4- 5 лет, средний дошкольный возраст) – начальный этап познания и освоения ритмики и народного танца с элементами свободной пластики. Он заключается в освоении азов ритмики, азбуки народного танца, игровой гимнастики, образных музыкально - танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков - фигур, мимического экзерсиса, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребенка.

Второй этап (2-й год обучения, старшая группа 5- 6 лет, 2-й год обучения)- базовый этап дальнейшего изучения основ народной хореографии с элемента-ми свободной пластики, усложненных форм танцевальной ритмики и партер-ной гимнастики, создание не сложной и посильно репертуарной программы, освоение игрового этюдного материала, основ актерской выразительности, способности к музыкально- танцевальной импровизации и первичным формам концертного публичного исполнительства.

Третий этап (3-й год обучения, подготовительная группа, 6-7 лет, старший дошкольный возраст) – этап совершенствования уже полученных на первом и втором этапах хореографических навыков, знаний и умений. Он является подготовительной адаптационной ступенью к школе. Танцевальная ритмика с усложненной координацией движений, изучение фрагментов, этюдов и танцев на основе русской национальной культуры и культуры народов мира, активное освоение новых музыкально- дидактических игр, хореографического репертуара, самостоятельный концертный показ, пластическая импровизация, специализированные индивидуальные занятия для одаренных и отстающих детей, студийно- кружковая форма занятия – далеко не полный перечень «узловых» моментов этого обучающего и развивающего этапа.

7. Методы и приемы обучения

Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с до-школьниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.

Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приемы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские). Хореографы-практики хорошо понимают, что такой «водораздел» методического инструментария часто носит теоретический характер. «КПД», эффективность таких методов-приемов в разности и многообразии, в неожиданных комбинационных сочетания, в органичном переплетении, в их комплексном воздействии с активным включением в работу как можно большего числа анализаторов-рецепторов ребенка. Тогда они задействуют, возбуждают наибольшее количество мыслей, чувств и эмоций дошкольника, тем самым творчески инициируя, активизируя его к самостоятельным поступкам-действиям.

Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:

• Образный показ педагога;

• Эталонный образец, показ движения лучшим исполнителем;

• Подражание образам окружающей действительности;

• Прием тактильно-мышечной наглядности;

• Наглядно-слуховой прием;

• Демонстрация эмоционально-мимических навыков;

• Использование наглядных пособий.

Словестный метод состоит из многочисленных приемов:

• Рассказ;

• Объяснения;

• Инструкция;

• Лекция;

• Беседа;

• Анализ и обсуждение;

• Словестный комментарий педагога по уходу исполнения танца;

• Прием раскладки хореографического па;

• Прием закрепления целостного танцевального движения-комбинации;

• Прием словестной репрезентации образа хореографического движения.

Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом:

• Игровой прием;

• Детское «сотворчество»;

• Соревновательность и переплясность;

• Использование ассоциаций образов, ассоциаций-метафор;

• Комплексный прием обучения;

• Выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений);

• Фиксация отдельных этапов хореографических движений;

• Сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;

• Прием пространственной ориентации;

• Развитие основных пластических линий;

• Музыкальное сопровождение танца как методический прием;

• Хореографическая импровизация

• Прием художественного перевоплощения.

Кроме того, в работе с дошкольниками очень эффективен и психолого- педагогический метод:

• Прием педагогического наблюдения;

• Проблемного обучения и воспитания;

• Прием индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребенку;

• Прием воспитания подсознательной деятельности;

• Прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);

• Педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений.

С точки зрения возрастных психофизических особенностей детей, типологических особенностей каждого ребенка в средней группе (4-5 лет)

обучение носит наглядно-действенный характер с преобладанием наглядных и практических методов (показ, повторность движений, игровой, релаксации, использование пластических образов - метафор).

Обучение танцу в старшей группе (5-6 лет) носит не только наглядно- действенный, но и исследовательский характер – с вкраплением абстрактных методов (заместителей реальности) – слова, а в подготовительной группе 6-7 лет происходит еще более яркий и интенсивный процесс рефлекторного усиления роли словом и словестными образами, а также осознанность действий через слово (словестный метод). На этом возрастном этапе роль словестных приемов обучения танцу повышается. Они опираются на сознание детей (упражнение выполнит лучше и быстрее тот, кто слушает внимательнее, более собран внутренне и т. д.).

8. Примерное построение занятия,

его главные архитектонические «узловые» элементы

Вводная, вступительная часть (2-3 минуты)

Оргмомент - линейное или круговое построение, поклон приветствие.

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Основная часть

1. Ритмика.

2. Партерная гимнастика.

3. Учебный блок (экзерсисные упражнения, движения, фрагменты, этюды, танцы).

4. Музыкально- танцевальные дидактические игры.

5. Самостоятельная работа и творческая импровизация.

6. Актерская «пятиминутка».

7. «Минутка релаксации».

Цель – игровое, эмоционально – образное освоение основных учебных блоков, объединённых общими задачами и темой (25 минут).

Заключение. Краткий анализ, оценка занятия

Поклон – прощание (2-3 минуты).

Цель - поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

9. Учебная программа

9.1. Учебно-тематический план.

(первый этап, первый год обучения, средняя группа 4-5 лет.

Средний дошкольный возраст).

ТАБЛИЦА

9.2. Учебно - тематический план.

(второй этап, второй год обучения, старшая группа, 5-6 лет.

Старший дошкольный возраст).

ТАБЛИЦА

9.3. Учебно- тематический план.

(третий этап, третий год обучения, подготовительная группа, 6-7 лет.

Старший дошкольный возраст).

ТАБЛИЦА

10. Условия реализации программы

Для занятий танцевального кружка желательно иметь просторное хорошо освещенное и проветриваемое помещение (танцевальный зал, оборудованное специальными станками и зеркалами. (Станок представляет собой хорошо отполированную круглую палку диаметром 5 см, которая прикрепляется к стене кронштейнами на расстоянии примерно 80—100 см от пола и 30 см от стены.). Для занятий также необходимо музыкальная аппаратура (усилитель, динамики, микшер, проигрыватель). Для проведения показательных, праздничных и других мероприятий очень полезна небольшая сцена или возвышение с занавесом и мебель (стулья, а также специальное световое оборудование (софиты, прожектора). Соблюдение норм и правил гигиены обязательно требует наличия удобных раздевалок.

Форму для занятий и специальную обувь ученики приобретают сами по указанию руководителя.

11. Прогнозируемые результаты учебно-воспитательной работы

К концу обучения, по программе дети должны:

1. Уверенно определять характер и жанр (марш, полька, танец, песня) музыкального произведения, различать его форму, построение (вступление, основная часть, заключение, различать звучание музыкальных инструментов, эмоционально откликаться на чувства-настроения музыки, уметь выразительно передавать их характер в танце-импровизации.

2. Освоить расширенный и координированный усложненный комплекс движений и упражнений партерной гимнастики; максимально развить свои физические и специальные данные (подъём стопы, выворотность, шаг, гибкость спины, эластичность мышц и связок, силу и высоту прыжка, мышечный «корсет»….).

3. Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкально-хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее программных движений народной хореографии (шаги, ходы, бег, переступания, подскоки, прыжки, присядки, хлопушки, повороты и т. д., а также простейшие виды хореографической техники).

4. Освоить сценическое пространство (авансцену, задник, 1-3 планы, орнаментные фигуры плясовых хороводов, уметь держать интервалы, дистанцию в парно-массовых номерах, эпольманы-ракурсы, максимально использовать пространство при выполнении хореографических па.

5. Самостоятельно выстраивать комбинации на основе ранее поученных хореографических знаний.

6. Быть готовым к обучению в школе (уметь наглядно-образно и действенно-образно мыслить в танце, рассуждать и делать самостоятельные выводы, фантазировать в танцевальных играх-импровизациях, уметь сочинять фрагменты танца, иметь произвольное внимание, память, ощущение и восприятие).

7. Иметь развитую волю, чувство коллективного «сотворчества», уметь трудиться, быть коммуникабельным.

8. Иметь широкий кругозор, общую культуру, интеллектуально-эстетическое развитие.

12. Список литературы

1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей (6-7 лет) / авт. -сост. : С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М. : Просвещение, 1994. – 288 с.

2. Горшкова, Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце / Е. В. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 12. – С. 47-55.

3. Методика музыкального воспитания в детском саду / И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова [и др. ]; под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1982. – 270 с.

4. Останко. Л. В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников / Л. В. Останко. – С-П. : Издательский дом «Литера», 2006. – 32 с.

5. Шершнев В. Г. От ритмики к танцу. – М., Тровант, 2008.

6. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки, программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. С. -П., Невская нота, 2010.

7. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., Советский композитор, 1991.

8. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007.

9. Бухвостова Л. В., Щекотихина С. А. Композиция и постановка танца. - Орел. :Композитор,2002.

10. Савченко Е. Э. Сценическое воспитание на уроке хореографии// Учитель. -№3, май-июнь 2003.

Публикации по теме:

Программа по дополнительному образованию «Дары природы. Аппликация из природного материала»Программа по дополнительному образованию «Дары природы. Аппликация из природного материала» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №25 «Звездный» Кружок «Дары.

Методическая разработка программы кружка по дополнительному образованию «Музыкальная ритмика» для детей от 4 до 7 летМетодическая разработка программы кружка по дополнительному образованию «Музыкальная ритмика» для детей от 4 до 7 лет Методическая разработка программы кружка "Музыкальная ритмика" для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет - это программа дополнительного.

Программа по дополнительному образованию. Кружок «Мастерская Винтика и Шпунтика» Программа для кружка конструирования и моделирования для детей 5-7 лет Адаптированная программа дополнительного образования. Техническое.

Программа по дополнительному образованию «Веселый язычок» Аннотация программы У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей подготовительной группы «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Центр Развития Ребенка - Детский сад «Солнышко» Принято Педагогическим советом.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок по ФЭМП «Заниматика» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Ласточка»», г. Козельск Козельского.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Бумажные фантазии» Управление образования администрации муниципального образования Ленинградский район Муниципальная бюджетная организация дополнительного.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок «Секреты природы» Рабочая программа дополнительного образования детей кружок «Секреты природы» Образовательная область: познавательное развитие Составитель:.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный пластилин» Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 18:05
+189Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД