Наталия Панкова
Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок «Секреты природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
дополнительного образования детей
кружок «Секреты природы»
Образовательная область :
познавательное развитие
Составитель:
воспитатель Панкова Н. В.
п. Пирогово
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей возрастной группы взята программа Н. А. Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию, Кружок „Секреты природы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программа «Наш - дом природа» предназначена для работы с детьми от пяти лет и рассчитана на два года.
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Современные дети обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Зачастую эти знания бывают ошибочны. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и направлены занятия по экологии.
Программа экологического воспитания состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Почва», «Песок, камни» и др.) Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. Большое внимание уделяется наблюдениям во время прогулок, экскурсий, чтению книг, изобразительной и музыкальной деятельности, проведению наблюдений, опытов, игр.
Цель и задачи программы :
Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
- человек — неотделимая часть природы;
- природа – едина и многообразна;
- человек ответственен за сохранность природы;
- человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи образовательные :
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;
- о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,
- о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
- о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе.
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Принципы, лежащие в основе программы :
1. Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности и посильности.
5. Принцип учета возрастных особенностей детей.
Формы и методы занятий.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Основные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность,
проектирование
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы. Сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или
Программа рассчитана на возраст детей 5–7 лет. Всего 31 занятие. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Предметно-развивающая среда
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы : листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
«Уголок природы»
Календарь природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)
Экологические наборы «Пруд», «Лес» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
Техническое оснащение занятий
• Мультимедийное оборудование;
• Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
• Фигурки с домашними и дикими животными;
• Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
• Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
• Гербарий растений;
• Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
• Кормушка для птиц;
• Оборудование для проведения эксперимтальой деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
Предполагаемые результаты: В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.
Учебный план
№ п/п Раздел Количество занятий
1 Тема «Я и природа» 2
2 Тема «Вода» 4
3 Тема «Воздух» 3
4 Тема «Солнце» 3
5 Тема «Почва» 4
6 Тема «Растения» 6
7 Тема «Животные» 8
8 Тема «Лес» 3
9 Тема «Человек и природа» 3
Итого: 36
Мониторинг
1. Уровень знаний детей о растениях:
А) Дидактическая игра «Что где растет?»
Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).
Задание:
- Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.
- Назови растения и место произрастания.
- Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? (растут травянистые растения, которые никто не сажает, они вырастают сами). Поле? (засевает человек, растут злаковые культуры)
Б) Дидактическое упражнение «Этажи леса»
Задание:
- Назови очень высокие деревья в лесу; деревья средней высоты; низкие деревья; кустарники; низкие растения леса.
- Какие деревья называют лиственными, а какие хвойными?
- Назови лекарственные растения (2-3 вида).
Критерии оценки:
с- соответствие, ч/с- частично соответствие, н/с- не соответствует
с – ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.
ч/с – ребенок имеет достаточные знания о растениях леса, сада, но допускает ошибки при определении растений поля и луга.
н/с – ребенок имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту произрастания.
В) Дидактическая игра «Чьи плоды?»
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (аспарагус, или спаржа, комнатная кислица, алоэ, сансевьера (щучий хвост, узумбарская фиалка, бегония, камнеломка или др. растущие в группе)
Задание:
1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.
Вопросы:
-Назови, какие деревья ты узнал.
-Найди на картинках плод каждого дерева.
2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)
Критерии оценки:
с - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.
ч/с- называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.
н/с- называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.
Г) Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край»
Материал: предметные картинки с изображением растений, которые растут в нашей местности и не растущих здесь (кактус, пальма, саксаул).
Задание:
Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые растут в природе родного края и те, которые растут в жарком климате.
Критерии оценки:
с- ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор.
ч/с– при классификации растений родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.
н/с– ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.
Д) Дидактическое упражнение «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»
Задание:
- Без чего растение не может жить? (почва, воздух, вода, тепло)
Критерии оценки:
с- ребенок самостоятельно называет все условия жизни растений.
ч/с – называет два условия с помощью наводящих вопросов воспитателя.
н/с – называет 1 условие или совсем не называет.
2. Уровень знаний детей о животных:
А) Дидактическая игра «Назови домашних и диких животных»
Материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных.
Задание:
- Перечисли известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь).
- Объясни, почему их так называют.
Б) Дидактическая игра «Кто где живет?»
Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг); предметные картинки с изображением птиц.
Задание:
- Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач. Сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля).
- Распредели их в соответствии со средой обитания.
В) Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Задание:
Назови перелетных (скворец, грач, ласточка, дикие гуси, лебеди, соловей, жаворонок, сорока) и зимующих птиц (снегирь, воробей, голубь, синица, ворона и др.).
Г) Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе»
Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цвета.
Задание:
- Рассмотри внимательно картинки. Кто здесь изображен?
- Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе, в голубую рамку – обитателей водоемов, в желтую – тех, кто обитает на земле, в коричневую – тех, кто живет в земле.
Критерии оценки:
с- ребенок называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию, хорошо осведомлен о среде обитания птиц и животных, не допускает ошибок при назывании перелетных и зимующих птиц.
ч/с – называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию, но допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и животных и классификации перелетных и зимующих птиц.
н/с – допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий.
3. Уровень знаний детей о различных природных явлениях :
А) Дидактическое упражнение «Любимое время года»
Материал: сюжетные картинки по временам года.
Задание:
- Определить время года на картинках. Назвать наиболее существенные признаки.
- Назови свое любимое время года. Расскажи о нем.
- Вспомни народные приметы.
Критерии оценки:
с- ребенок уверенно называет характерные признаки времен года и соотносит с любимым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, изменений неживой природы; может назвать народную примету.
ч/с– ребенок называет признаки времен года, рассказывает о своем любимом, используя лишь несколько особенностей, не может назвать народную примету.
н/с– просто называет время года, опираясь на наглядность, но не может определить признаки.
Б) Дидактическое упражнение «Что бывает, если?» - выявление знаний детей о связях между явлениями природы.
Задание:
- Что бывает осенью, если сильно подует ветер? (усилится листопад, принесет грозовые тучи)
- Что бывает с травой, насекомыми и птицами, когда наступают холода? (с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми).
Критерии оценки:
с - ребенок самостоятельно, уверенно и правильно отвечает на вопросы.
ч/с – ребенок отвечает на вопросы только с помощью воспитателя.
н/с – не понимает вопросов, не дает ответов.
4. Уровень умений детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой :
А) Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»
Материал: природоохранные знаки.
Задание:
- Рассмотри природоохранные знаки правил поведения в лесу и расскажи, что обозначает каждый знак. Что произойдет (происходит, если нарушать эти правила?
- Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?
- Что будет, если исчезнут все цветы (деревья, птицы?
Критерии оценки:
с- ребенок знает правила поведения в лесу, устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.
ч/с– ребенок хорошо знает правила поведения в лесу, но устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи наводящих вопросов.
н/с– имеет представление о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам.
Б) Беседа о воде, воздухе, почве.
Материал: фотографии с изображением различных водоемов; картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов, необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха и др.).
Задание:
- Где в природе есть вода?
- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
- Как воду сделать чистой?
- Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вода?
- Какие свойства воды ты знаешь? (прозрачная, принимает любую форму, растворяет вещества, может быть жидкой, твердой, паром)
- Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха?
- Как ты думаешь, что такое почва? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам?
Критерии оценки:
с- ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи.
ч/с– отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения, с помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
н/с– ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей.
В) Беседа об охране животных и растений
Материал: Красная книга.
Задание:
- Почему нужно охранять диких животных и растения?
- Как называется место, предназначенное для охраны животных? (заповедник)
- Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
Критерии оценки:
с - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения.
ч/с– имеет представление о Красной книге.
н/с– не может ответить на вопросы.
№ Ф. И. ребенка Растительный мир
Животный мир
Природные явления
Зависимости, связи и взаимодействия человека с природой
Н. г. К. г. Н. г К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
1
2
3
Методическая литература.
Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М. «Карапуз».2001.
Н. А. Рыжова «Я и природа». Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс».1996.
Н. А. Рыжова «Волшебница вода». Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «ЛИНКА-Пресс. 1997.
Н. А. Рыжова «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. «ЛИНКА-Пресс». 1998.
Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево». Методическое пособие. Тамбов. 1995.
Н. А. Рыжова «Напиши письмо мартышке». Методический комплект. М. «Экология и образование».1996.
Н. А. Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники. М. «ЛИНКА- Пресс». 2002.
Н. А. Рыжова «Почва-живая земля» М. Карапуз. 2005.
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами», Москва 2007г. Изд. «ЛИНКА-ПРЕСС»
Н. А. Рыжова «Деревья: от акации до Ясеня».М. Карапуз. 2006.
Н. А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко», Москва 1998г. изд. «ЛИНКА-ПРЕСС»
Рыжова Н. А «Кто в доме-природе живет». Блок занятий «Животные» М: «Карапуз – дидактика». 1998.
Рыжова Н. А. “Лесной дом”. Блок занятий «Лес» М: «Карапуз – дидактика». 1998.
Н. А. Рыжова "Напиши письмо сове", Методический комплект. М. «Экология и образование».1996.
Н. А. Рыжова «Напиши письмо мартышке». Методический комплект. М. «Экология и образование».1996.
Н. А. Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники. М. «ЛИНКА- Пресс». 2002.
Н. А. Рыжова. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. Карапуз. 2006.
Н. А. Рыжова Невидимые ниточки природы. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М. : Международный университет, 1995.
Н. А. Рыжова «Человек и природа», Москва 2007г. Изд. «ЛИНКА-ПРЕСС»
Хрестоматия для детского сада (Стихи и рассказы о природе, Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
Хрестоматия для детского сада (Сказки, стихи, рассказы о животных, Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
Энциклопедия о животных «Планета животных», Москва 2001г.,
Пособия для детей
Н. А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.
Н. А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.
1. Н. А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.
2. Н. А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.
3."Большая иллюстрированная энциклопедия комнатных растений". М. «Карапуз». 2001.
4."Большая энциклопедия для дошкольников". М. «Карапуз». 2001.