Получи документы

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия»

Eкатерина
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия»

Рабочая программа по дополнительному образованию

кружка по песочной терапии «Песочная фантазия»

для детей дошкольного возраста 3-4 лет

Срок реализации 1 год

Воспитатель:

Назарова Е. Ю.

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии „Песочная фантазия“» размещена в разделах

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.

Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе.

У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, ,освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда я могу заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.

Цель программы :

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

Задачами программы являются :

1) Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.

2) Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.

3) Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.

4) Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.

Основные направления работы

Вся работа ведется в трех направлениях:

Социально- личностное Здоровье сберегающее

Интеллектуальное

Эмоциональное благополучие физкультурно – оздоровительная работа

расширение кругозора детей

положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям профилактическая работа

формирование целенаправленного интереса к познанию

развитие коммуникативной компетентности ребенка работа по ОБЖ

развитие интеллектуальных способностей детей

развитие социальных навыков у детей организация опытно – экспериментальной работы.

бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать само ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Но вся работа идет в три этапа.

Структура и формат деятельности.

Совместная деятельность проводится 2 раза в неделю, продолжительностью 15- 20 минут (в зависимости от возраста). Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта.

Структура деятельности

Вся деятельность имеет общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная. Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая. Основные цели: подвожу итог занятия, создаю у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляю положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.

Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит мне:

1. Стабилизировать положительную динамику состояния эмоционального благополучия детей : они должны стать более коммуникативными, у них должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности, конфликтность.

2. У детей разовьются творческие способности.

3. В детском саду создастся благоприятный психологический климат.

Противопоказания к занятиям

Занятия «Песочная терапия» не рекомендованы для детей:

• при эпилепсии;

• с легочными и кожными заболеваниями;

• с аллергической реакцией на пыль;

• с проявлениями гиперактивности.

Оборудование для песочной терапии :

Водонепроницаемый деревянный ящик; песок промытый, прокаленный; лопатки; миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые); кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса); камешки; бусинки; пуговки; палочки; веточки

Календарно-перспективный план работы кружка с детьми 3-4 лет :

период тема задачи Содержание работы

октябрь 1. «Здравствуй, песок»

знакомство детей с песком, его свойствами. развивать сплоченность детей; развивать навыки общения детей - приветствие «Ладошки»

-игра «Интервью».

2. «Песочный ветер»

учить детей управлять вдохом и выдохом; развивать доброжелательность детей; учить детей снимать напряженность, учить детей общаться - приветствие «Чуткие руки».

-игра «Дракон кусает свой хвост».

3. «Песочный дождь»

регуляция мышечного напряжения, расслабления; учить детей говорить приятное друг другу; учить детей снимать внутреннее напряжение - приветствие «Снежный ком».

- игра «Сказка Репка».

4.«Необыкновенные следы» развитие тактильной чувствительности, воображения; учит детей устанавливать тактильный контакт; учить создавать позитивное настроение детей - приветствие: «Радуга».

- игра «Настроение».

5. «Отпечатки» развитие зрительного и тактильного восприятия; развитие сплоченности детей; учить ребенка справляться с грустью - приветствие: «Солнечные лучики».

- игра «Подари улыбку»

6. «Дорожки из песка»

учить детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности; развивать наблюдательность детей; создание позитивного настроения детей.

- приветствие: «Радость»

- игра «Представь себя»

7. «Печем куличики»

развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка; учить детей устанавливать тактильный контакт; развитие чувства доверия друг к другу

- приветствие: «Радуга»

- игра «Ласковое имя»

8. «Хлоп и шлеп» развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей; знакомство с чувством злость и как его преодолевать; учить детей адекватно выражать свои эмоции

- приветствие: «Злость»

- игра «Рисунок»

ноябрь 1 «Узоры на песке» учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение; развивать наблюдательность детей; развивать умение выражать свое эмоциональное состояние - приветствие: «Радость»

-игра «Сочинение сказки»

2. «Мы едем в гости» развитие пространственных представлений,ориентировка на песочном листе; развивать сплоченность детей; учить детей выплескивать гнев,развивать дружеские отношения

- приветствие «Солнечные лучики». - игра «Обзывалки»

3. «Мир из песка»

познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию; развивать воображение детей; формировать позитивные и моральные представления об отношениях - приветствие «Ладошки»

-игра «Взаимоотношения»

4. «Что изменилось?»

учить детей концентрировать внимание; учить детей устанавливать тактильный контакт; учить детей быть более обидчивыми - приветствие «Радуга»

- игра «Жужжа»

5. «Путешествие по песочной стране»

развивать тактильные ощущения, развивать умение действовать по инструкции; развивать доброжелательность детей; помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия - приветствие «Чуткие ручки».

- игра «Доброе животное»

6. «Дорожка из песка»

развивать тактильные ощущения, учить выстраивать композиции на песке; учить детей корректировать свою агрессию; учить детей снимать эмоциональное напряжение - приветствие «Злость».

- игра «Вернись в круг»

7. «Песочный садик»

развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук; продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт; развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад

- приветствие «Радуга».

- игра «Глаза в глаза»

8 «Чей это след?»

развивать внимание, речь детей; развивать сплоченность детей; учить детей снимать разочарование, дать детям возможность высказать все свои обиды

- приветствие: «Солнечные лучики».

- игра «День рождение»

декабрь 1 «Секреты мокрого и сухого песка»

стимулировать внимание учить детей сравнивать, развивать моторику рук; учить детей говорить друг другу приятное; учить детей снимать негативное настроение Т, развивать речь - приветствие «Снежный ком».

- игра «Тух,тух».

2 «Мы строим, строим»

учить строить из песка, развивать речь, воображение; развивать доброжелательность детей; учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях - приветствие «Чуткие ручки». - игра «Зайчики».

3 «Забавные отпечатки»

развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание, воображение, мелкую моторику; учить детей устанавливать тактильный контакт; учить детей эффективным способам общения - приветствие «Радуга».

- игра «Попроси игрушку»

4 «Песочное царство»

развивать мелкую моторику рук, внимание; развивать наблюдательность детей; учить детей снимать напряжение, злость

- приветствие «Радость».

- игра «Два барана».

5 «Лесные жители»

развивать тактильную чувствительность, слуховую память ;учить детей быть внимательными друг к другу; учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов - приветствие «Злюка».

- игра «Кораблик».

6 «Спрячь игрушки»

развивать воображение, мелкую моторику рук; учить детей говорить друг другу приятное; учить детей снимать эмоциональное напряжение, развивать внимание - приветствие «Снежный ком».

- игра «Найди свою пару»

7 «Что пропало?»

развивать внимание, наблюдательность, память; развивать сплоченность детей; учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки - приветствие «Солнечные лучики».

- игра «Другое животное»

8 «Мы играем»

Развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке» ; развивать наблюдательность детей ;учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев - приветствие «Радость»

- игра «Маленькое приведение»

январь 1 «Машинки»

развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения; продолжать учить детей быть внимательными друг к другу;учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию - приветствие «Злюка»

- игра «Комплимент».

2 «По тропинкам, по дорожкам»

развиваем тактильное и зрительное восприятие; учить говорить друг другу приятное; учить создавать позитивное настроение - приветствие «Снежный ком». - игра «Бутон».

3 «Игра с игрушками»

развивать воображение,логическое мышление, фантазию; учить устанавливать тактильный контакт; развивать эмоционально – выразительные движения рук - приветствие «Радуга»

- игра «Дружная семья».

4 «Песочная аппликация»

развивать внимание, речь, мелкую моторику рук; продолжать учить детей быть внимательными друг к другу; учить детей снимать психомышечное напряжение - приветствие «Злюка».

- игра «Волшебный сон»

5 «Веселые науки»

развивать наблюдательность, учить детей сравнивать; развивать наблюдательность детей; развивать самосознание детей

- приветствие «Радость»

- игра «Я радуюсь, когда…».

6 «Детские секретики»

развивать воображение, логическое мышление, фантазию; учить говорить друг другу добрые; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

слова

- приветствие «Снежный ком».

- игра «Гусеница».

7 «Подуй»

развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость; развивать доброжелательность детей; учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт

- приветствие «Чуткие ручки».

- игра «Театр прикосновений».

8 «Угадай, что спрятано в песке?»

развивать умение представлять предметы по их словесному описанию; развивать доброжелательность детей; развивать наблюдательность

- приветствие «Солнечные лучики». - игра «Кого не стало»

февраль 1 «Город фантазий»

развивать воображение, творческое мышление; развивать выдержку, коммуникативные навыки,

тактильный контакт - приветствие «Радуга»

- игра «Дождь».

2 «Звери на дорожках»

учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке; развивать наблюдательность детей; учить детей развивать самосознание - приветствие «Радость».

- игра «Найди себе пару».

3 «Волшебный клад»

упражнять детей в ориентировке на «песочном листке»; развивать доброжелательность детей; развивать психомышечную тренировку - приветствие «Солнечные лучики».

- игра «Солнышко и тучка».

4 «Идут медвежата»

развивать тактильную чувствительность, воображения; учить детей быть внимательными к друг к другу; учить детей создавать позитивное настроение - приветствие «Злюка».

- игра «Бутон».

5 «Зигзаги»

учить детей устанавливать закономерности; развивать доброжелательность детей; учить детей снимать напряжение - приветствие «Чуткие ручки».

- игра «Два барана».

6 «Песочный денек»

учить регулировать мышечное напряжение, расслабление; учить детей говорить друг другу ласковые слова; учить детей быть сдержанными, отзывчивыми - приветствие «Снежный ком».

- игра «Радуга».

7 «Ползут змейки»

развивать тактильную чувствительность, воображение; развивать наблюдательность детей; учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов - приветствие «Радость».

- игра «Кораблик».

8 «Мы создаем мир»

развивать и расширять представления детей; учить детей внимательными друг к другу; Цель: учить детей снимать мышечное напряжение - приветствие «Злюка»

- игра «Тух, тух».

март 1 «Мы едем в гости»

развивать пространственные представления, ориентировка на «песочном листке»; учить детей говорить друг другу комплименты; учить детей развивать самосознание

- приветствие «Снежный ком». - игра «Найди себе пару»

2 «Песочные прятки»

развивать внимание, воображение; развивать доброжелательность детей; развивать выдержку, коммуникативные навыки - приветствие «Солнечные лучики».

-игра «Дождь».

3 «Волшебный клад»

упражнять детей в ориентировке на «песочном листке»; учить детей быть внимательными к друг к другу; развивать психомышечную тренировку - приветствие «Злюка»

- игра «Солнышко и тучка».

4 «Игра с игрушками»

развивать воображение,логическое мышление, фантазию ;развивать наблюдательность детей; развивать эмоционально – выразительные движения рук

- приветствие «Радость»

- игра «Дружная семья».

5 «Что пропало?»

развивать внимание, наблюдательность, память; развивать сплоченность детей; учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки - приветствие «Солнечные лучики».

- игра «Другое животное»

6 «Песочное царство»

развивать мелкую моторику рук, внимание; развивать наблюдательность детей; учить детей снимать напряжение, злость - приветствие «Радость»

- игра «Два барана».

7 «Машинки»

развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения ;развивать доброжелательность детей; учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию - приветствие «Солнечные лучики»

- игра «Комплимент»

8 «Город фантазий»

развивать воображение, творческое мышление;развивать доброжелательность детей; развивать выдержку, коммуникативные навыки - приветствие «Чуткие ручки».

- игра «Дождь».

апрель 1 «Мы строим,строим»

учить строить из песка, развивать речь, воображение; развивать доброжелательность детей; учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях

- приветствие «Чуткие ручки».

- игра «Зайчики».

2 «Песочный дождь»

регуляция мышечного напряжения, расслабления; учить детей говорить приятное друг другу; учить детей снимать внутреннее напряжение - приветствие «Снежный ком».

- игра «Сказка Репка»

3 «Печем куличики»

развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка; учить детей устанавливать тактильный контакт; развитие чувства доверия друг к другу - приветствие: «Радуга».

- игра «Ласковое имя».

4 «Угадай, что спрятано в песке?»

развивать умение представлять предметы по их словесному описанию; развивать доброжелательность детей; развивать наблюдательность - приветствие «Солнечные лучики».

- игра «Кого не стало».

5 «Песочный денек»

учить регулировать мышечное напряжение, расслабление; учить детей говорить друг другу ласковые слова; учить детей быть сдержанными, отзывчивыми - приветствие «Снежный ком».

- игра «Радуга».

6 «Звери на дорожках»

учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке; развивать наблюдательность детей; учить детей развивать самосознание

- приветствие «Радость».

- игра «Найди себе пару»

7 «Бутон»

учить детей создавать позитивное настроение; учить детей быть внимательными к друг к другу - приветствие «Злюка»

- игра «Ласковое имя».

8 «Игра с игрушками»

развивать воображение,логическое мышление, фантазию; учить устанавливать тактильный контакт; развивать эмоционально – выразительные движения рук

- приветствие «Радуга».

- игра «Дружная семья»

май 1 «Узоры на песке»

учить детей рисовать свое настроение на песке,развивать воображение;развивать наблюдательность детей; развивать умение выражать свое эмоциональное состояние - приветствие: «Радость»

- игра «Сочинение сказки»

2 «Мы едем в гости»

развитие пространственных представлений,ориентировка на песочном листе; развивать сплоченность детей; учить детей выплескивать гнев,развивать дружеские отношения - приветствие «Солнечные лучики»

- игра «Обзывалки»

3 «Мир из песка»

познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию; развивать воображение детей; формировать позитивные и моральные представления об отношениях - приветствие «Ладошки»

- игра «Взаимоотношения»

4 «Мы едем в гости»

развивать пространственные представления, ориентировка на «песочном листке» ;учить детей говорить друг другу комплименты; учить детей развивать самосознание

- приветствие «Снежный ком»

- игра «Найди себе пару»

5 «Мы играем»

Развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке»; развивать наблюдательность детей; учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев - приветствие «Радость»

- игра «Маленькое приведение»

6 «Город фантазий»

развивать воображение, творческое мышление; учить детей устанавливать тактильный контакт; развивать выдержку, коммуникативные навыки - приветствие «Радуга»

- игра «Дождь»

7 «Подуй»

развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость; развивать доброжелательность детей; учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт - приветствие «Чуткие ручки»

- игра «Театр прикосновений»

8 «Угадай, что спрятано в песке?»

развивать умение представлять предметы по их словесному описанию ; развивать доброжелательность детей; развивать наблюдательность - приветствие «Солнечные лучики».

- игра «Кого не стало».

Публикации по теме:

Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна» ГБУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» ПРОГРАММА формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами.

Программа по дополнительному образованию «Веселый язычок» Аннотация программы У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой.

Программа по дополнительному образованию «Весёлая ритмика» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлая ритмика». Возраст детей, на который рассчитана программа:.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей подготовительной группы «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Центр Развития Ребенка - Детский сад «Солнышко» Принято Педагогическим советом.

Рабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленностиРабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленности кружок «Творчество» Пояснительная записка Предлагаемая программа «Творчество» имеет художественно-эстетическую направленность, которая.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок по ФЭМП «Заниматика» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Ласточка»», г. Козельск Козельского.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок ручного труда «Мастерилочка» (подготовительная группа) .

Рабочая программа по дополнительному образованию «Мир сенсорики» в первой младшей группе Пояснительная записка Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный пластилин» Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 00:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД