Программа по дополнительному образованию «Весёлая ритмика»

Оксана Сидорова
Программа по дополнительному образованию «Весёлая ритмика»

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлая ритмика».

Возраст детей, на который рассчитана программа: 3-5 лет

Срок реализации: 1 год, уровень ознакомительный.

Разработчик и педагог, реализующий программу: Сидорова Оксана Сергеевна,

музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 814 КДО № 672

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Задорная ритмика» имеет художественную направленность.

Уровень программы- ознакомительный.

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, сформировать эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Эстетическое восприятие – это «школа чувств» (Э. Кант, которые формируются благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. На первый взгляд, жизненные и музыкальные эмоции очень похожи и одинаково сильно переживаются индивидом. Но на самом деле, чувства, воплощённые в музыке, не всегда тождественны жизненным. Они всегда «опосредствованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связанных с устойчивым общественно-значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт ребёнка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к радости и горю других людей, проявит в соответствующих случаях сострадание, жалость, сочувствие, или наоборот, негодование, осуждение.

Актуальность программы определяется тем, что у детей дошкольного возраста, как правило, наблюдается недостаточный уровень развития ритмичности, зрительного и слухового внимания и памяти, координации движений.

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи:

воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпо – ритмом музыки;

обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Педагогическая целесообразность.

Немаловажным фактором в формировании эстетического воспитания в музыкальной деятельности является организация музыкально-ритмических занятий, так как выразительная передача посредством движений, характера музыки, воплощение образного содержания движений в двигательной деятельности развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют процессы восприятия, а так же служат и задачами физического воспитания, происходит укрепление мышц; улучшается работа органов дыхания, кровообращения, совершенствуются двигательные навыки. Через движение с музыкой идёт активный процесс приобщения ребёнка к музыке, её пониманию.

Во взаимодействии музыки и движений главная роль принадлежит музыке. А движения – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность. Об этом говорят и специалисты, работающие с детьми. А. И. Буренина в своей книге «Ритмическая мозаика» говорит, что «эффект воздействия ритмики на детей идёт по возрастающей линии в направлении всё большего раскрепощения тела и духа ребёнка, поскольку способствует развитию творческого потенциала личности». Учёные В. М. Бехтерев и Б. Теплов говорили, что из средств музыкальной выразительности детьми наиболее легко выделяется и усваивается ритм. Чистякова в своей книге «Психогимнастика» утверждает, что «восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у детей. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, движения тела».

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, активизируются все творческие возможности ребёнка.

Новизна и отличительная особенность данной образовательной программы заключается в чередовании разных видов музыкально-ритмической деятельности, что дает возможность каждому ребенку проявить себя и наиболее полно реализовать свои креативные способности.

Построение системы занятий с дошкольниками ведется с учетом возрастных особенностей развития музыкальных способностей и индивидуальных характеристик музыкальности детей.

Необходимость в создании данной программы и её особенность заключается в том, что дети 3-5 лет ограничены небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений. В группы принимаются все желающие дети, без какого-либо отбора. Группы формируются по возрастному принципу.

Уникальность данной программы заключается в своеобразномсочетании двух воздействующих сторон на развитие ребенка:

1) физической (разностороннее воздействие на опорно-двигательный и мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы).

2) психической (эмоциональное воздействие не только средствами музыки и танца, но и образно-словесными упражнениями, логопластическими сюжетными композициями).

Физический тренаж без эмоционального взаимодействия для дошкольников исключается.

Психофизическая работа педагога с детьми на занятиях не только раскрепощает ребенка, но и развивает в нем эмоционально-волевой потенциал, уверенность в себе.

Занятия танцевальной ритмикой, в отличие от физических нагрузок мягко, щадяще и ненавязчиво в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, танцевальным и музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепоститься.

Цель программы:

всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка средствами танцевально-игровых технологий.

Задачи программы:

Образовательные :

• обучение основным элементарным навыкам музыкальной ритмики: различные виды ходьбы, бега, прыжков;

• обучение элементарным плясовым и танцевальным движениям;

• изучение элементарных пространственных представлений;

• изучение правил выполнения движений в соответствии с характером, темпом, ритмом;

• развитие чувства ритма;

• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;

• воспитание правильной осанки.

Развивающие:

• развитие образного восприятия музыки и движений;

развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодичного, гармоничного, тембрового, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти;

развитие двигательных качеств и умений:

• развитие ловкости, точности, координации движений;

• развитие гибкости и пластичности;

• воспитание выносливости, развитие силы;

• формирование правильной осанки, красивой походки;

• развитие умения ориентироваться в пространстве;

• развитие творческих способностей,потребности самовыражения в движении под музыку:

• развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительно деятельности, в слове.

развитие и тренировка психических процессов:

o тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

o развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Воспитательные:

развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

o воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

o воспитание умения вести себя в группе во время движения,

o развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

o формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Срок реализации – 1 год.

Программа предназначена для занятий с детьми 3-5 лет.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год. Продолжительность занятий не превышает требований СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет – не более 30 минут, включая релаксационные паузы.

Форма обучения по дополнительной программе - очная.

Планируемые результаты освоения программы

Дети должны уметь:

выполнять разнообразные движения в соответствии с темпом, ритмом, формой музыкального произведения;

проявлять интерес к самому процессу движения под музыку, выразительно передавать движением в пластике характер музыки, игровой образ.

Формы контроля: с целью определения результативности реализации программы используется педагогическое наблюдение. Результативность оценивается по девяти показателям, по трёхбалльной шкале: высокий уровень – 3б., средний уровень – 2б., низкий уровень – 1б.

Показатели: музыкальность, эмоциональная сфера, характерологические особенности, творческие проявления, внимание, память, подвижность нервных процессов, пластичность, координация движений.

Способы определения освоения программы.

Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений.

3 балла – правильное одновременное выполнение движений.

2 балла – неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.

1 балл – неверное выполнение движений.

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».

3 балла – умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

2 балла – движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.

1 балл – ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ Наименование разделов, тем Общее количество часов В том числе Форма аттестации

контроля

Теория Практика

Вводное занятие.

Знакомство. 1 0,5 0,5 визуальное наблюдение

1 Музыкально-ритмические навыки 35 5 30 ч визуальное наблюдение

2 Навыки выразительного движения 34 4 31 ч визуальное наблюдение

3 Диагностика 2 0,5 1,5 Открытые занятия

ИТОГО часов

72 ч (занятия) 9,5

62,5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с группой. Техника безопасности, форма для занятий. Основы понятий «ритмическая гимнастика», «Виды ритмической гимнастики».

Практика: Выполнение упражнений «Марш», Лёгкий бег», «Потянулись высоко», «Ветерок».Игровая деятельность: «Кого встретил колобок», «Поезд».

Раздел 1. Музыкально-ритмические навыки

Теория:Основные понятия: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный, динамику (громко – тихо, регистр (высоко – низко, ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии); характер музыки и её настроение (контрастное: весёлое – грустное, шаловливое – спокойное и т. д.);. Правила выполнения упражнений.

Практика: Движения под музыку со сверстниками,педагогом:

Основные:

ходьба – бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба на четвереньках;

бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», "ручейки», и т. д.);

прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп «лошадки», подскоки (4-й год жизни);

Общеразвивающие упражнения:

на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность, которые даются, как правило, на основе игрового образа;

Имитационные движения:

разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (весёлый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т. д.);

Плясовые движения:

простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочерёдное выставление ног на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание ног» и т. д.

Раздел 2. Навыки выразительного движения.

Теория: Пробуждать творческий интерес обучающихся к основам танцевального искусства.

1. Закрепление умения согласовывать танцевальные движения с музыкой.

2. Развитие музыкально-ритмических навыков.

3. Развитие воображения, координации движения.

4. Запоминать и соблюдать последовательность движений.

5. Воспитание чувств коллективизма, общей культуры поведения и трудолюбия.

6. Загадки и показ.

Практика:

Разминка.

Хлопки.

Прыжки.

Танцевальная связка «Зайцы встали по порядку».

Шаги по кругу.

Шаг на полупальцах.

Шаг на пяточках.

Шаг с выносом ноги на каблук.

Упражнения на полу на все группы мышц.

Танец «Весёлые лягушата».

Упражнение по диагонали зала.

Подскоки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата Название

темы Содержание занятий Количество

часов Репертуар

Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой. Техника безопасности, форма для занятий. Основы понятий «ритмическая гимнастика», «Виды ритмической гимнастики». Правила выполнения упражнений.

Практика: Выполнение упражнений «Марш», лёгкий бег», «Потянулись высоко», «Ветерок».Игровая деятельность: «Кого встретил колобок», «Поезд».

1 ч

Русские нар. мелодии в современной обработке, детские песенки и попевки.

сентябрь

Сентябрь

1.1 Прощание с летом

1.2

Здравствуй, осень

Теория: Признаки лета, воспоминания о летних играх и забавах. Сравнение лета и осени. Повторение правил выполнения упражнений.

Практика:Разминка круговая: ходьба по кругу, на носочках, пяточках, бег, прямой галоп, упражнения на развитие внимания, координации движений, пластики рук, отдельных групп мышц стопы чувства ритма. Танец «Пони», «Лодочка», игра «Тихо-громко», «Пароход».

7 часов Русские нар. мелодии в современной обработке для разминки, «Пони», «Лодочка» Суворовой, игра «Тихо-громко», «Пароход».

октябрь

2.1 Осенние забавы

2.2

Осенины, сбор урожая

Теория: Признаки осени, осенние праздники и народные забавы, урожай на грядке.

Практика:Разминка круговая: ходьба по кругу, на носочках, пяточках, бег, прямой галоп, упражнения на развитие внимания, координации движений, пластики рук, отдельных групп мышц стопы чувства ритма. Повторение пройденного материала. Танец-инсценировка «Колобок», игры «Птички и собака», «Тихо-громко».

8 часов Рус. нар. мелодии и песни в современной обработке для разминки. «Колобок» Суворовой, игра «Птички и собака».

ноябрь

Ноябрь 3.1 Осенний лес – в нём полным-полно чудес

3.2

Прощанье с осенью

Теория: сравнительная характеристика ранней и поздней осени в городе и в лесу.

Практика: Разминка круговая, боковой галоп вправо, танец-хоровод, повторение пройденного материала. Танец «Прялица», «Стирка», «Осенние листья», рус. нар. игра «Зайцы и лиса».

8 часов

Рус. нар. мелодии и песни в современной обработке для разминки, «Осенние листья», «Прялица», «Стирка» р. н. м. игра «Зайцы и лиса».

декабрь 4.1 Здравствуй, гостья Зима!

4.2

Зимние игры

Открытое занятие Теория: Признаки зимы, отличительные черты осени и зимы.

Практика: Разминка круговая, боковой галоп влево, танец-хоровод и танец-змейка, повторение пройденного материала поочередно. «Новогодняя полька» Суворовой игра «Птички и кошка», повторение раннее выученных. 8 часов

Рус. нар. мелодии и песни в современной обработке для разминки, «Новогодняя полька» Суворовой игра «Птички и кошка».

январь

Январь

5.1 Новогодние развлечения

5.2

Зимние игры

Теория: новогодние праздники, зимние игры и развлечения на свежем воздухе – правила поведения.

Практика: Разминка круговая, галоп вправо, влево, повторение пройденного материала, игры-имитация зимних видов спорта, танец-хоровод, змейка, шаг польки. Танец «Снежинки и снеговики», игры на внимание.

8 часов

Классическая музыка в современной обработке для разминки, «Снежинки и снеговики», игры на развитие внимания «Будь внимательным»

февраль

Февраль

6.1

Зимние развлечения

6.2

Прощанье с зимой.

Теория: сравнительная характеристика поздней зимы и ранней весны.

Разминка круговая, галоп вправо и влево, танцы на перестроения, повторение пройденного материала, танец «Добрый жук», игры (творческие импровизации –животные).

8 часов

Классическая музыка в современной обр. для разминки, «Добрый жук», песенки и попевки для изображения животных.

март

Март 7.1

Ранняя весна

7.2

Мамочке любимой пляшем и поём.

Теория: признаки ранней весны, приближение женского праздника – готовим сюрприз.

Разминка круговая, галоп, поскоки, танцы-перестроения, повторение пройденного, игры на выражение различных эмоций. Танец «Кнопочка», игра «Все мы артисты».

8 часов

Классическая музыка в современной обработке для разминки, рус. нар. мелодии, французская мелодия из к\ф, танец «Кнопочка» Суворовой, игра-психогимнастика «Все мы артисты».

апрель

Апрель 8.1

Весенние игры и забавы

8.2

Рус. нар. пляски-игры

Теория: народные весенние игры-забавы для детей.

Разминка круговая, галоп, поскоки, танцы-перестроения, повторение изученного материала, игры на внимание. Танец «Божья коровка», игра «Кот и мыши».

8 часов

Классическая и рус. нар. музыка в современной обработке для разминки, танец «Божья коровка», повторение выученных, игра «Кот и мыши».

май

Май 9.1

Весенние игры и забавы

9.2

Весну провожай - красно лето встречай!Теория: подведение итогов по выученному материалу.Практика: Разминка круговая, галоп, поскоки, танцы-перестроения, повторение ранее изученного материала, игры на развитие слухового внимания. Танцы «Курочка и петушок», «Божья коровка», «Кнопочка», «Стирка». Игра «Опаньки».

7 часов

Классическая и рус. нар. музыка в современной обработке для разминки, «Курочка и петушок» Суворовой, игра «Опаньки».

Итоговая аттестация Концертная программа 1 ч Открытое занятие

Итого 72 ч

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Музыкальный центр

2. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» - 7 дисков 3. Т. Суворова «Спортивные олимпийские танцы» - 2 диска

4. А. Буренина «Ритмическая мозаика» - 5 дисков

5. Библиотека классической музыки – 30 дисков

6. Сборник дисков семинаров-практикумов Т. Э. Тютюнниковой

7. Сборник дисков рус. нар. музыки для детей.

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Вводная

С помощью предлагаемого материала дети обучаются азбуке выражения эмоций, выразительным и разнообразным движениям:

упражнения, активизирующие внимание, память;

этюды на тренировку отдельных групп мышц («Психогимнастика» М. И. Чистяковой)

2. Музыкально-ритмическая разминка

В разминку входят элементы физической культуры, упражнения на развитие физического дыхания, слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, воспитание чувства ритма, развитие координации и темпа в движении. Музыкально-ритмические упражнения разучиваются и осваиваются в течении двух месяцев.

3. Основная часть занятия

Знакомство детей с элементами нового танца. Большую помощь в работе оказывают упражнения без музыки, то есть подготовительные упражнения. Основная задача – дать детям необходимые двигательные навыки, развить мышечное чувство, сформировать сознательное отношение к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счёт или в индивидуальном ритме. Они помогают принимать правильное исходное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов, формируют навыки построения и перестроения.

Используя образный рассказ, показ движений, при разучивании плясок и хороводов, педагог создает атмосферу заинтересованности, учит отражать изменения в музыкальном образе.

4. Игровая часть

Музыкальная игра поощряет стремление детей к самостоятельным импровизациям в свободных плясках, учит пластическому выражению игровых образов, формирует умение сочетать пантомиму, танец, пластику.

5. Заключительная часть

Включаются элементы психогимнастики для снятия эмоционального напряжения, возбуждения.

Основные навыки.

1.Развитие музыкальности:

воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;

развитие умения передавать в движении характер музыки и её настроение (контрастное: весёлое – грустное, шаловливое – спокойное и т. д.);

развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный, динамику (громко – тихо, регистр (высоко – низко, ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии, различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

2.Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба – бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба на четвереньках;

бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», ручейки», и т. д.);

прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп «лошадки», подскоки (4-й год жизни);

Общеразвивающие упражнения:

на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность, которые даются, как правило, на основе игрового образа;

Имитационные движения:

разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (весёлый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т. д.);

Плясовые движения:

простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочерёдное выставление ног на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание ног» и т. д.

3.Развитие умений ориентироваться в пространстве:

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

4.Развитие творческих способностей:

воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

5. Развитие и тренировка психических процессов

развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т. д., т. е. контрастные по характеру настроения, например, «Зайчик испугался», «Мишка радуется мёду» и др. ;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным, формой (двухчастной) и ритмом музыки;

развитие воспитания, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь – по показу взрослого или старшего ребёнка.

6.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать соответствие образа, переданное в музыкальном произведении и выражать это в пластике (контрастные эмоции);

воспитание умения вести себя в группе во время движения,формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место.

Публикации по теме:

Рабочая программа по дополнительному образованию «Хочу все знать» "Хочу все знать"-рабочая программа по дополнительному образованию. С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность.

Программа кружка по дополнительному образованию воспитанников художественный труд для детей 5–7 лет «Умелые ручки» Паспорт программы Наименование Программы Программа художественного кружка «Умелые ручки» группы общеразвивающей направленности для детей.

Программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности Программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста художественно – эстетической направленности «Радуга» Автор программы:.

Программа по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки» Программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» Актуальность. Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с.

Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 439 "Инженерный лицей "Интеллект" Дополнительная.

Программа работы на 2014–2019 годы по дополнительному образованию «Знакомство с русскими традициями» Программа работы на 2014-2019г. г. по дополнительному образованию «Знакомство с русскими традициями» Воспитателя МБДОУ "Куломзинский детский.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Математические ступеньки» (младшая группа) Содержание I. Целевой раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Пишичитай-ка». Обучение грамоте Дополнительная программа социально-педагогической направленности составлена на основе программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебная шкатулка» в подготовительной группе Образовательная программа по дополнительному образованию «Волшебная шкатулка» для детей подготовительной группы №2, возраст (6-7 лет,.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный завиток» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток» Возраст обучающихся: 5 –.

Автор публикации:
Программа по дополнительному образованию «Весёлая ритмика»
Опубликовано: 15 сентября 2018 в 16:32
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Международный день ветеринарного врача

Добрым и самоотверженным людям, которые лечат братьев наших меньших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к профессии...

24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...


Горячие темочки