ЕЛЕНА БИРЮКОВА
Рабочая программа по дополнительному образованию «Бумажные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации муниципального образования
Ленинградский район
Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
"Детско-юношеский центр"
станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Принята на заседании Утверждаю
методического совета МБОДО ДЮЦ Директор МБОДО ДЮЦ
от «___»___ 20__ г. ___ Л. Н. Нечепоренко
Протокол № ___ «___» ___20__г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
"Бумажные фантазии"
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Бумажные фантазии“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Уровень реализации программы : ознакомительный
Срок реализации программы : 1 год
Возрастная категория: 11-14 лет
Бирюкова Е. Н. - педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства в детской
ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а му-зыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом твор-чества, который доступен каждому.
В процессе обучения по данной программе ребенку дается возмож-ность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как кон-струирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способ-ности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразитель-ных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мыш-ления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрос-лых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и созда-вать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитан-ника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого не-стандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, инте-реса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет ху-дожественно-эстетическую направленность, которая является стратегиче-ски важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколе-ния (Б. Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохра-нять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихо-да предметы (закладки, сувениры, подарки, украшения для интерьера и т. д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не толь-ко увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку про-явить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творче-ства. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бу-маги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, инте-ресных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно- исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение вы-слушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он само-стоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный мате-риал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе Б. М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик «Технология – творческая мастерская».
Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большин-ства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изде-лий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, бумагопластика, аппликация, квиллинг, тор-цевание и гофротрубочки).
Цель программы - создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве.
Задачи программы :
Метапредметные:
- формировать умение использовать различные технические приемы при ра-боте с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержа-нием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоцио-нального отношения к действительности.
Личностные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими ру-ками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Принципы, лежащие в основе программы :
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным осо-бенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впе-чатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в соци-уме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретиче-ской основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учиты-вается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение рабо-тать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные ра-боты: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предосте-речь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Бумажные фантазии», дети посто-янно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного об-раза : материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготов-ления, назначение и др.
Основные формы и методы работы :
В процессе занятий используются различные формы занятий: тради-ционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная дея-тельность; лекционные занятия и выставки творческих работ. А также раз-личные методы обучения:
- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные спо-собы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном по-иске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Средства обучения:
- методические пособия и книги по аппликации, оригами, бумагопластике;
- готовые изделия в техниках: аппликация, оригами, модульное оригами, квиллинг, торцевание, бумагопластика;
- инструменты, материалы и принадлежности
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие ком-поненты:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Предполагаемые результаты работы
• осваивать особенности художественно – выразительных средств, ма-териалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творче-стве.
• - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой де-ятельности;
• развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изоб-разительного декоративно – прикладного искусства;
• - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважи-тельно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
• развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, ак-куратность, трудолюбие, целеустремленность
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собствен-ной позиции других людей;
• - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• планировать свои действия, учитывать выделенные ориентиры дей-ствий в новых техниках;
• создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
• реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопре-деление личности на эстетическом уровне;
• адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
• формировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
Содержание дополнительной образовательной программы
Цикл «Введение».1 час
Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблю-дение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила тех-ники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, кото-рые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными са-нитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструмента-ми для работы с бумагами.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Цикл «Материал- бумага» 1час
Бумага – удивительный материал, один из самых доступных и без-опасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немно-го усилий – и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир!
Она известна всем с раннего детства, т. к это самый доступный и дешё-вый материал. Её можно сгибать, рвать, мять … бумага оживает в руках.
Цель: познакомить практическим путём с различными видами бумаги и её свойствами.
Содержание: история возникновения бумаги, её разнообразие и виды.
Цикл: «Аппликация» 10 часов.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украше-ния одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или це-лых картин из кусочков бумаги, на материал-основу (фон). Как правило, ма-териалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с по-знавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие ум-ственных и творческих способностей детей.
Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивиду-альность, познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведе-ния.
Содержание: способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка, вырезание по контуру, способы соединения деталей. Плоская ап-пликация, аппликация из геометрических фигур.
Цикл: «Оригами». 10 часов.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством ре-шения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на разви-тие речи.
Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.
Цель: познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, формировать умения следовать устным ин-струкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, развивать их творческие способности, логическое мышление, художественный вкус.
Содержание: базовые формы оригами, оригамные композиции, объ-ёмное оригами.
Цикл: «Бумагопластика» 9 часов.
Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребёнка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возмож-ности бумаги : рвёт, мнёт, режет, образует спирали, пластичные формы. Лист бумаги будет послушен в руках ребёнка, и он сможет создать из него фанта-стический, сказочный мир.
Цель: научить выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплос-костные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.
Содержание: простейшие способы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепле-ния деталей.
Цикл: «Торцевание и гофротрубочки». 9 часов
Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в ко-торой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получают-ся путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Цель: научить основным приёмам работы в технике «торцевания и гофротрубочек».
Содержание: приёмы работы с гофрированной бумагой, гофротру-бочки.
Цикл: «Модульное оригами». 9 часов.
Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый мо-дуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бу-маги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.
Цель: познакомить детей с базовыми формами модульного оригами, способами складывания модулей; развивать умения планирования и органи-зации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
Содержание: История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник»
Цикл: «Квиллинг». 11 часов.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство создания объемных или плоскостных композиций из разноцветных полосок бумаги.
Квиллинг – удивительное занятие, основано на умении скручивать, по-лоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.
Цель: научить основным приёмам работы в технике «бумагокруче-ния» составлять пространственные и сюжетные композиции ; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в ра-боте глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точ-ность в выполнении действий.
Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике квиллинг. Композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия де-коративными деталями.
Цикл: «Творческие работы». 4 часа.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу создают коллективные формы работы. При организации работы в коллективе каждый ребёнок мыслит, предлагает своё мнение, об-суждаются разные варианты решения, Учащиеся учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать её на практике и представлять найденный совместно результат.
Цель: создание педагогических условий для развития детского худо-жественного творчества у детей с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой, учить оформлять творческие работы
Содержание: приёмы оформления творческих работ, участие в кон-курсах, выставках.
Цикл: «Праздники и подготовка к ним». 8 часов
Праздник – это масса ярких и незабываемых впечатлений. Сделать их такими помогает цикл традиционных праздников, активное участие в кото-рых дает возможность каждому учащемуся раскрыть свои явные и скрытые способности.
Цель: формировать и поддерживать активной позиции ребенка в мо-мент подготовки и проведения праздника. Сформировать эстетическое от-ношение к творческой работе.
Содержание: продолжать знакомства с традициями праздников и их историческими корнями. Изготовление праздничных сувениров.
Программа «Бумажные фантазии» состоит из 4 блоков.
В информационно – мотивационный блок включены циклы «Введе-ние» и «Материал – бумага». На этих занятиях необходимо чётко и доступ-но объяснить детям правила техники безопасности работы с инструментами, клеем, санитарно - гигиенические требования. Мотивировать погружение в программу, познакомить детей с историей и происхождением бумаги, её свойствами, назначением и применением, с возникновением истории различ-ных техник работы с бумагой.
Технологический блок состоит их циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приёмы обработки и способы создания изделий из бума-ги в технике : «Аппликация», «Бумагопластика», «Оригами», «Модульное оригами», «Торцевание», «Квиллинг».
Организационно-воспитательный блок представлен в программе цик-лом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план соглас-но календарному времени.
Цикл «Творческие работы» включён в проверочно- результативный блок. Планирование занятий предусматривает в завершении каждой темы итоговые задания, которые проводятся в виде коллективных проектов, вы-ставок, викторин.
Методическое обеспечение
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализа-цию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятель-ности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать разви-тию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических пе-реживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уве-ренность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражне-ния по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Ин-формативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Гото-вые поделки обыгрываются, используются для создания сложных компози-ций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию вообра-жения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в об-разной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это явля-ется стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Для реализации программы используются разнообразные формы и мето-ды проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопро-вождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рас-сказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художе-ственных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информацион-ное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индиви-дуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться со-единить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творче-ской работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят бумаж-ную фабрику или типографию.
Список литературы
Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М. : Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб. :Валери СПД, 2002. – 176с., ил. ( Серия: «Академия «Умелые руки».)
Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Пищикова Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.
Пищикова Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М. : ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М. : ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
Проснякова Т. Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М. : ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
Проснякова Т. Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Пищикова Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.