Получи документы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Бумажные фантазии»

ЕЛЕНА БИРЮКОВА
Рабочая программа по дополнительному образованию «Бумажные фантазии»

Управление образования администрации муниципального образования

Ленинградский район

Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования

"Детско-юношеский центр"

станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Принята на заседании Утверждаю

методического совета МБОДО ДЮЦ Директор МБОДО ДЮЦ

от «___»___ 20__ г. ___ Л. Н. Нечепоренко

Протокол № ___ «___» ___20__г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"Бумажные фантазии"

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Бумажные фантазии“» размещена в разделах

Уровень реализации программы : ознакомительный

Срок реализации программы : 1 год

Возрастная категория: 11-14 лет

Бирюкова Е. Н. - педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей

на кончиках пальцев.

Другими словами: чем больше мастерства в детской

ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а му-зыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом твор-чества, который доступен каждому.

В процессе обучения по данной программе ребенку дается возмож-ность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.

Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как кон-струирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способ-ности.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразитель-ных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мыш-ления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрос-лых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и созда-вать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитан-ника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого не-стандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, инте-реса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет ху-дожественно-эстетическую направленность, которая является стратегиче-ски важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколе-ния (Б. Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохра-нять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихо-да предметы (закладки, сувениры, подарки, украшения для интерьера и т. д.).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не толь-ко увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку про-явить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творче-ства. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бу-маги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, инте-ресных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно- исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение вы-слушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он само-стоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный мате-риал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе Б. М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик «Технология – творческая мастерская».

Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большин-ства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

В программе рассматриваются различные методики выполнения изде-лий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, бумагопластика, аппликация, квиллинг, тор-цевание и гофротрубочки).

Цель программы - создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве.

Задачи программы :

Метапредметные:

- формировать умение использовать различные технические приемы при ра-боте с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержа-нием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоцио-нального отношения к действительности.

Личностные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими ру-ками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Принципы, лежащие в основе программы :

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным осо-бенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впе-чатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в соци-уме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретиче-ской основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учиты-вается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение рабо-тать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные ра-боты: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предосте-речь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Бумажные фантазии», дети посто-янно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного об-раза : материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготов-ления, назначение и др.

Основные формы и методы работы :

В процессе занятий используются различные формы занятий: тради-ционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная дея-тельность; лекционные занятия и выставки творческих работ. А также раз-личные методы обучения:

- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные спо-собы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном по-иске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Средства обучения:

- методические пособия и книги по аппликации, оригами, бумагопластике;

- готовые изделия в техниках: аппликация, оригами, модульное оригами, квиллинг, торцевание, бумагопластика;

- инструменты, материалы и принадлежности

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие ком-поненты:

- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

- применение индивидуальных, групповых форм обучения;

- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Предполагаемые результаты работы

• осваивать особенности художественно – выразительных средств, ма-териалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творче-стве.

• - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой де-ятельности;

• развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изоб-разительного декоративно – прикладного искусства;

• - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважи-тельно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

• развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, ак-куратность, трудолюбие, целеустремленность

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собствен-ной позиции других людей;

• - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• планировать свои действия, учитывать выделенные ориентиры дей-ствий в новых техниках;

• создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

• реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопре-деление личности на эстетическом уровне;

• адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

• формировать собственное мнение и позицию;

• осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

Содержание дополнительной образовательной программы

Цикл «Введение».1 час

Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблю-дение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила тех-ники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, кото-рые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.

Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными са-нитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструмента-ми для работы с бумагами.

Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Цикл «Материал- бумага» 1час

Бумага – удивительный материал, один из самых доступных и без-опасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немно-го усилий – и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир!

Она известна всем с раннего детства, т. к это самый доступный и дешё-вый материал. Её можно сгибать, рвать, мять … бумага оживает в руках.

Цель: познакомить практическим путём с различными видами бумаги и её свойствами.

Содержание: история возникновения бумаги, её разнообразие и виды.

Цикл: «Аппликация» 10 часов.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украше-ния одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или це-лых картин из кусочков бумаги, на материал-основу (фон). Как правило, ма-териалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с по-знавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие ум-ственных и творческих способностей детей.

Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивиду-альность, познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведе-ния.

Содержание: способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка, вырезание по контуру, способы соединения деталей. Плоская ап-пликация, аппликация из геометрических фигур.

Цикл: «Оригами». 10 часов.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством ре-шения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на разви-тие речи.

Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.

Цель: познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, формировать умения следовать устным ин-струкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, развивать их творческие способности, логическое мышление, художественный вкус.

Содержание: базовые формы оригами, оригамные композиции, объ-ёмное оригами.

Цикл: «Бумагопластика» 9 часов.

Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребёнка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возмож-ности бумаги : рвёт, мнёт, режет, образует спирали, пластичные формы. Лист бумаги будет послушен в руках ребёнка, и он сможет создать из него фанта-стический, сказочный мир.

Цель: научить выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплос-костные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.

Содержание: простейшие способы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепле-ния деталей.

Цикл: «Торцевание и гофротрубочки». 9 часов

Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в ко-торой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получают-ся путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

Цель: научить основным приёмам работы в технике «торцевания и гофротрубочек».

Содержание: приёмы работы с гофрированной бумагой, гофротру-бочки.

Цикл: «Модульное оригами». 9 часов.

Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый мо-дуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бу-маги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

Цель: познакомить детей с базовыми формами модульного оригами, способами складывания модулей; развивать умения планирования и органи-зации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

Содержание: История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник»

Цикл: «Квиллинг». 11 часов.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство создания объемных или плоскостных композиций из разноцветных полосок бумаги.

Квиллинг – удивительное занятие, основано на умении скручивать, по-лоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.

Цель: научить основным приёмам работы в технике «бумагокруче-ния» составлять пространственные и сюжетные композиции ; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в ра-боте глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точ-ность в выполнении действий.

Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике квиллинг. Композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия де-коративными деталями.

Цикл: «Творческие работы». 4 часа.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу создают коллективные формы работы. При организации работы в коллективе каждый ребёнок мыслит, предлагает своё мнение, об-суждаются разные варианты решения, Учащиеся учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать её на практике и представлять найденный совместно результат.

Цель: создание педагогических условий для развития детского худо-жественного творчества у детей с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой, учить оформлять творческие работы

Содержание: приёмы оформления творческих работ, участие в кон-курсах, выставках.

Цикл: «Праздники и подготовка к ним». 8 часов

Праздник – это масса ярких и незабываемых впечатлений. Сделать их такими помогает цикл традиционных праздников, активное участие в кото-рых дает возможность каждому учащемуся раскрыть свои явные и скрытые способности.

Цель: формировать и поддерживать активной позиции ребенка в мо-мент подготовки и проведения праздника. Сформировать эстетическое от-ношение к творческой работе.

Содержание: продолжать знакомства с традициями праздников и их историческими корнями. Изготовление праздничных сувениров.

Программа «Бумажные фантазии» состоит из 4 блоков.

В информационно – мотивационный блок включены циклы «Введе-ние» и «Материал – бумага». На этих занятиях необходимо чётко и доступ-но объяснить детям правила техники безопасности работы с инструментами, клеем, санитарно - гигиенические требования. Мотивировать погружение в программу, познакомить детей с историей и происхождением бумаги, её свойствами, назначением и применением, с возникновением истории различ-ных техник работы с бумагой.

Технологический блок состоит их циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приёмы обработки и способы создания изделий из бума-ги в технике : «Аппликация», «Бумагопластика», «Оригами», «Модульное оригами», «Торцевание», «Квиллинг».

Организационно-воспитательный блок представлен в программе цик-лом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план соглас-но календарному времени.

Цикл «Творческие работы» включён в проверочно- результативный блок. Планирование занятий предусматривает в завершении каждой темы итоговые задания, которые проводятся в виде коллективных проектов, вы-ставок, викторин.

Методическое обеспечение

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализа-цию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятель-ности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать разви-тию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических пе-реживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уве-ренность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражне-ния по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Ин-формативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Гото-вые поделки обыгрываются, используются для создания сложных компози-ций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию вообра-жения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в об-разной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это явля-ется стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Для реализации программы используются разнообразные формы и мето-ды проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопро-вождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рас-сказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художе-ственных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информацион-ное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индиви-дуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться со-единить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творче-ской работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят бумаж-ную фабрику или типографию.

Список литературы

Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М. : Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб. :Валери СПД, 2002. – 176с., ил. ( Серия: «Академия «Умелые руки».)

Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

Пищикова Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.

Пищикова Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.

Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М. : ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М. : ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

Проснякова Т. Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений).

Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М. : ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

Проснякова Т. Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений).

Пищикова Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.

Публикации по теме:

Программа по дополнительному образованию «Веселый язычок» Аннотация программы У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей подготовительной группы «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Центр Развития Ребенка - Детский сад «Солнышко» Принято Педагогическим советом.

Рабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленностиРабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленности кружок «Творчество» Пояснительная записка Предлагаемая программа «Творчество» имеет художественно-эстетическую направленность, которая.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок по ФЭМП «Заниматика» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Ласточка»», г. Козельск Козельского.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» для детей дошкольного возраста 3-4 лет Срок.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок ручного труда «Мастерилочка» (подготовительная группа) .

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок «Секреты природы» Рабочая программа дополнительного образования детей кружок «Секреты природы» Образовательная область: познавательное развитие Составитель:.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Мир сенсорики» в первой младшей группе Пояснительная записка Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный пластилин» Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию «Бумажные фантазии»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 14:40
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД