Лучший педагог года

Отчет о работе над проектом «Кукла моя изначальная» (часть I)

Елена Швецова
Отчет о работе над проектом «Кукла моя изначальная» (часть I)

Отчёт

о работе над проектом «Кукла моя изначальная»

Часть I.

Василий Александрович Сухомлинский подарил нам прекрасные слова напутствия: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Публикация «Отчет о работе над проектом „Кукла моя изначальная“ (часть I)» размещена в разделах

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Вопрос в том, как и какими методами воспитывать нравственность? Для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр у детей лежат боевики и конкурсы красоты. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Учеными уже доказано, что громадные куклы, которыми «кишат» наши магазины и которые стоят больших денег, вредны для психики детей. А что может быть ближе и дороже вещи, сделанной своими руками?

Кукла известна с глубокой древности. Она не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Поэтому для воспитания чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважения к родной культуре и своей земле я обратилась за помощью к традиционной народной игрушке.

Целью работы в процессе реализации проекта «Кукла моя изначальная» стало знакомство детей с русской тряпичной куклой.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

2. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

3. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа, в частности, казачества.

4. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

5. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Подготовительный этап работы над проектом «Кукла моя изначальная» был начат с обсуждения проблемы вместе с детьми, постановки цели и задач проекта, планирования совместной работы с детьми и родителями.

Работу по данной теме я начала с подробного изучения собранной мной информации о народной кукле и выпуска анкеты для родителей «Народное искусство в жизни Вашей семьи». Проведённый анализ анкетирования показал, что дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле.

Но как этот процесс ознакомления сделать понятным, увлекательным и творческим? Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, не дадут стать участником событий и проявить своё творчество. Я предложила детям организовать в группе свой мини - музей народной куклы. Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наш музей начал пополняться «экспонатами». Конечно, дети не сразу делились своими сделанными куклами. Сначала они их брали домой, играли, а позднее приносили. Так день за днём наш музей народной куклы увеличивался. Изготовление кукол приносило радость. Работа с мягким (теплым) материалом давала ощущение тепла, развивалась мелкая моторика пальцев у детей. С готовыми игрушками дети играли. Это ещё одна положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка: девочки перестали носить в группу таких кукол как «Винкс», «Братс», «Барби» заменяя их сделанной своими руками, что очень радоваловало.

Сделанные мной куклы привлекли внимание детей, и каждый ребёнок проявлял себя в умении разыгрывать сказки и сценки с использованием текстильных кукол. Более глубокое изучение истории куклы продолжилось на кружковых занятиях ДОУ.

Предварительная работа по реализации проекта была посвящена освоению теоретической части.

В первом блоке проекта «Путешествие в прошлое Кубани» были проведены занятия-беседы по чтению художественной литературы, рассматриванию иллюстраций с изображением русских кукол, дети посетили музей авторских кукол.

В процессе работы с детьми мы совместными усилиями превращали исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые дети осмысливали. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Все остальные блоки проекта посвящены основному этапу - непосредственной работе по изготовлению кукол трёх видов – обереговых, обрядовых и игровых.

Обереговые и обрядовые куклы обязательно делались безликими, они защищали дом, семью, ребенка. Служили оберегам от зла. Обрядовых кукол почитали, их ставили в избе в красный угол, такие куклы делались обычно с белым лицом. Они имели ритуальное значение, их использовали во многих обрядах.

Игровые куклы предназначены для игры, забавы ребенка.

Были проведены занятия с детьми и совместные занятия с родителями:

-Занятие-беседа «Кукла из глубины веков».

-Занятие «Моя первая тряпичная кукла».

-Занятие – упражнение «Вяжу-вяжу узелок» с использованием развивающей игры «Шнуровки».

-Занятие-беседа. «Куклы из бабушкиного сундука»

-Занятие-беседа «Сочинение сказки про куклу-берегиню».

-Занятие по изготовлению тряпичной куклы «Конь».

- Занятие «Кубанский оберег - подкова на счастье».

-Занятие-беседа «Мой родной казачий край. Казак и казачата».

- Занятие по изготовлению текстильной куклы. «Обрядовая свадебная кукла «Парочка».

-Занятие по изготовлению текстильной куклы. «Кувадка».

-Занятие по изготовлению тряпичной куклы «Кукла Пеленашка».

-Совместное занятие с родителями. Куклы-обереги «Лихорадки».

-Занятие по конструированию мартеничек и мэрцишоров.

-Занятие «Пасхальный голубок».

-Занятие по изготовлению куклы-оберега «Бессонница».

-Занятие по изготовлению куклы «Купавка».

- Занятие по изготовлению куклы Добрых вестей.

-Занятие по изготовлению игровой куклы-няньки.

-Совместное занятие с родителями по изготовлению кубанской

куклы-оберега «Кубышка».

- Занятие по рисованию «Нарисуй тряпичную куклу».

- Занятие по рельефной лепке из пластилина «Сонюшки-пеленашки».

Трудности в изготовлении кукол детьми заключались в скручивании ткани, наматывании витков пряжи и завязывании нити на узелок.

Поэтому для закрепления этих навыков мною были изготовлены дидактические пособия - игры-шнуровки «Соедини две части в целое», «Черепаха», «Бабочка». Они нацелены на развитие мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера у детей младшего дошкольного возраста. В процессе игры совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование, формируются понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева». Согласно принципу интеграции образовательных областей, могут быть использованы при реализации образовательных областей, таких как «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание». Эстетично оформленные шнуровки, привлекая своим видом, развивают терпение, усидчивость, координацию движения рук, внимание. Закрепить полученные знания и навыки по технике изготовления, мне помогали родители. Дети, которые не могли выполнить работу в кружке, уносили лоскутки домой и вместе с родителями преодолевали трудности.

При изготовлении кукол – «Пеленашки», «Парочка», «Кубышка», «Нянька», «Кукла Добрых вестей» деятельность детей носила уже не репродуктивный характер, а творческий. Каждая семья хотела украсить куклу так, чтобы она стала самой красивой. Вот где проявилось творчество. Дети подбирали цветовую гамму лоскутков, использовали различную фурнитуру для украшения своей куклы.

Чтобы процесс изготовления куклы проходил более наглядно, мною был подобран материал и оформлен в виде презентаций в PowerPoint:

- «Жизнь и обычаи кубанских казаков»;

- «Русская текстильная кукла»;

- «Мастер-класс Катюши. Мои Кувадки за мир!»;

- «Наша гирлянда Дружбы»;

- «Куклы из бабушкиного сундука»;

- «Семейные раритеты. Секреты бабушкиного сундука»;

- «Мини-музей кукол»;

- «Подкова на счастье»;

Для того, чтобы дети могли ещё раз сделать наиболее понравившуюся им куклу самостоятельно, были составлены технологические карты в наглядно-методическом пособии для средней, старшей и подготовительной к школе групп:

- «Тряпичная кукла «Конь», «Тряпичная кукла Кувадка», «Тряпичная свадебная кукла Парочка», «Кукла Пеленашка», «Кукла Лихорадка», «Мартенички и мэрцишоры», «Птица счастья», «Кукла Бессонница», «Кукла Купавка», «Кукла Добрых вестей», «Кукла-нянька», «Кукла Кубышка», составлена картотека по этапам изготовления каждой куклы в отдельности.

Как приятно было видеть положительные результаты проделанной работы, когда дети с восторгом показывали родителям свои куклы и рассказывали как им удалось ее сделать. Они гордились тем, что могут рассказать мамам историю создания куклы.

Публикации по теме:

Я воспитатель, а значит артист. Презентация. Явоспитатель, а значит артист. Презентация. [/h4] Быть воспитателем - это не просто, Это ответственно, порой даже сложно. Я воспитатель,.

Творческие работы моих детейТворческие работы моих детей Подборка работ по аппликации детей подготовительной группы. При изготовлении этих работ были использованы различные методы и приёмы, в ход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о работе над проектом «Кукла моя изначальная» (часть I)
Опубликовано: 12 июня 2014 в 13:14
+56Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД