Кристина Запашняя
Отчет об особенностях развивающей предметно — пространственной среды группового помещения, игровой площадки, территории
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, территории
Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мира, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому особое место я уделяю развитию предметно – пространственной среды в группе. В своей работе я моделирую социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Публикация «Отчет об особенностях развивающей предметно — пространственной среды группового помещения, игровой площадки, территории» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Групповая ячейка состоит из помещений : приемная, игровая – спальня (совмещены, туалетной комнаты. В приемной имеется уголок для родителей и информационные стенды, куда помещается полезная консультативная информация, папки-передвижки. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Мир глазами детей», к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка.
Интерьер группового помещения отличается своей индивидуальностью и авторским подходом к его организации.
Предметно-пространственную среду я организовываю по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек.
Учебная зона. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами САНПИН 2.4.1.30 49-13. Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: уголок творчества «Творим и мастерим», уголок книги «Здравствуй книга!», математический уголок «Юные математики», речевой уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
В речевом уголке находится картотека игр, направленных на развитие связной речи дошкольников, лексико - грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Настольно – печатные игры, направленные на развитие речи, на закрепление основных тем: профессии, овощи, фрукты, животные, безопасность, времена года и другие.
В математическом уголке «Юные математики» – дидактические игры математического содержания, игры на закрепление знания цифр, сделанные воспитателем. Различные линейки и трафареты позволяют без труда узнавать и рисовать геометрические фигуры. Математические наборы цифр и геометрических фигур помогают закрепить умение отсчитывать заданное количество и обозначать его цифрой.
Уголок творчества - «Творим и мастерим» стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт им возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. В уголке творчества находятся материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации, ручного труда. Целью создания зоны творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, природного и бросового материала, вырезая из бумаги и т. д.
В Книжном уголке «Здравствуй книга!» помещает не только художественные книги, но и портреты писателей. Работает постоянная выставка книг в соответствии с выбранным писателем. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц в соответствии с возрастом дошкольников и тематикой.
В центре драматизации «Мы играем в театр» находятся разнообразные маски; многие виды театра, что помогает детям по-разному проявлять себя в драматизации.
Центр природы «Мы – экологи». Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края.
Центр экспериментирования «Мы – исследователи». Данный центр предназначен для развития интеллекта и представлений об окружающем детей. Здесь имеется все необходимое для проведения элементарных опытов с песком, водой, воздухом и др.
Музыкальный центр «Весёлые нотки». Это полки для хранения музыкальных пособий, настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.
Центр конструирования «Маленькие строители». Данный центр предназначен для развития умения ориентироваться в пространстве и пространственного воображения.
«Кубанский уголок» расширяет возможности познания родного края, страны. В группе имеется гербы и флаги города, края, страны, фотоальбомы, литература кубанских авторов.
Спортивный центр «Будущие Олимпийские чемпионы», обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. Создавая в группе специальный физкультурный уголок, я помещаю в нем только те оборудования, которое вызывает у детей интерес в данный период времени: кегли, мячи и шары из разных материалов, с разными наполнителями; обручи ; длинные и короткие шнуры, скакалки, дорожку «Здоровья».
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд.
Я, авторски подхожу к проектированию и оформлению в своей группе предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС. Предметно-развивающая среда, созданная мною, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности.
Проведенная мною работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативны, самостоятельны. Дети стали более коммуникативны, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой нашей работы является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой!».
На нашем участке также создана развивающая среда, которая способствует
- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;
- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.
На участке оборудована веранда с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование : домик, стол, песочница.
На территории детского сада оборудованы спортивная площадка и площадка дорожного движения по обучению детей ПДД, «Тропинка здоровья», проложена экологическая тропа, посажены огород, фито огород, альпийская горка, сказочная полянка, декоративный бассейн с различными декоративными фигурками.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая, авторская и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Предметно-развивающая среда соответствует ФГОС ДО и ООП ДО ДОО на 95%, осуществляется авторский подход воспитателя при организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО и ООП ДО ДОО.