Лариса Бойчак
Проект в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по проекту в старшей группе " Зимующие птицы"
Руководитель проекта :
Воспитатель: Бойчак Л. А.
Введение
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы, поэтому ему помогают в этом взрослые. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Публикация «Проект в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность проекта :
Наступила зима. И с ее приходом наступает трудная пора в жизни зверей, птиц. В холодное время года зимующие птицы страдают не столько от холода, сколько от голода. Тысячами птицы гибнут в суровые зимние месяцы от голода, так как естественный корм становится практически недоступным. Поэтому надо помогать им в зимнюю пору.
Мы взрослые должны воспитывать любовь, желание помочь нашим пернатым друзьям. Желание, стремление узнавать новые факты о жизни птиц. Воспитывать радость, чувство удовлетворенности от оказанной помощи птицам. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с окружающим миром, с миром природы и для помощи нашим друзьям - птицам.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом;
- расширить представление детей о зимующих птицах;
- обобщить знания детей о повадках птиц;
- расширить и активизировать речевой запас детей;
Развивающие:
- развивать кругозор, воображение, мышление, речь в процессе наблюдения за птицами;
- развивать любознательность, познавательную активность;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях;
-Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Нашей задачей было - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей Калининградской области, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Работу над проектом «Зимующие птицы» мы начали в январе. Во время прогулок, наблюдая за птицами, мы с воспитанниками обратили внимание, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно.
Мы сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений занесло снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили птицам надо помогать.
Выясняя с детьми, каких птиц, будем подкармливать, мы пришли к выводу, что дети имеют недостаточное представление о зимующих птицах.
Так появилась идея создания информационно – творческого проекта «Зимующие птицы».
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Этот проект был задуман и реализован, чтобы сформировать экологические знания о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
В своей работе мы определили этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный - январь
II этап - основной (практический) – январь - февраль
III этап – заключительный – февраль
I этап – подготовительный
Для того чтобы успешно реализовать проект был подобран иллюстративный и дидактический материал по теме, познавательная и художественная литература по зимующим птицам. Оформили уголок «Зимующие птицы».
Дети вместе с родителями смастерили кормушки из фанеры, дерева, пластика, коробок. Каждый ребёнок стремился внести свой вклад в общее дело. В итоге получилось большое разнообразие кормушек. Домики для птиц мы развесили на территории игровой площадки детского сада. С детьми ежедневно наблюдали за птицами, кормили их, чистили кормушки.
Приняли участия в Природоохранной акции «Зимняя помощь пернатым» в областном конкурсе «Кормушка из природного материала». Лауреатом областного конкурса «Кормушка из природного материала» в номинации «Дизайнерское решение» стал воспитанник нашей группы «Семь гномов» Фидельман Максим.
20 января 2024г в «Визит центре» Национального парка «Куршская коса» прошло награждение лауреатов областного конкурса. Ребята лауреаты разместили свои кормушки на территории «Королевского Бора» и инновационной площадке по наблюдению за птицами.
Теперь из года в год с наступлением зимы мы вместе с детьми продолжаем помогать пернатым: чистим и мастерим новые кормушки, следим, чтобы всегда был корм для птиц.
II этап – основной (практический)
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены следующие познавательные занятия: «Зимующие птицы нашего края», «Почему надо беречь птиц», «Рассматривание и сравнение воробья и синицы», «Составление описательного рассказа об одной из птиц», «Перелетные птицы», «Птичья столовая».
На занятиях дети рисовали птиц, готовили яркие аппликации «Снегирь», лепили фигурки птиц (синиц и снегирей) из пластилина.
Во время бесед - игр на темы: «Как живут наши пернатые друзья», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню в птичьей столовой», «Почему птиц стало меньше?» ребята узнавали, о различных видах птиц нашей области, узнавали характерные особенности внешнего вида, поведения. Узнали, что самая маленькая птичка Королек весит всего 5 грамм, что Синички самцы остаются зимовать, а самочки улетают. Что Клест зимой выводит птенцов. Кроме того, дети учились заботиться о птицах, испытывая радость, от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
В целях поддержания интереса воспитанников к теме «Птицы – наши друзья» и закрепления их знаний, были изготовлены дидактические игры: «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Дорисуй птицу», и т. п. Эта игровая деятельность позволила систематизировать знания детей о зимующих птицах, уточнить «меню» для птиц.
Кроме того, разучивались пословицы и поговорки. Заучивались понравившиеся стихотворения о птицах. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений: Г. Скребицкого и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг»; Е. И. Чарушина «Воробей»; В. Бианки «Птичья столовая», «Сова»; М. Горького «Воробьишко» и др.
Дети не остались равнодушными к героям рассказов.
Подвижные и пальчиковые игры «Перелет птиц», «Птички и автомобили», «Ну-ка, птички, полетели», «Скачет шустрая синица», и др. привели детей в особое оживление.
Чтобы мотивировать детей к осознанному усвоению материала и закреплению имеющихся знаний о птицах в свободной деятельности мы учились различать голоса птиц, слушали аудио - сказку «Лесная азбука», провели викторину «Зимующие и перелетные птицы».
Дыхательная гимнастика, на занятиях: «Птицы летят», «Птицы кричат», «Ворона», принесла свою пользу.
Прогулки – наблюдения за птицами позволили отметить особенности внешнего вида, поведения, питания, повадок, их сходства и различия. Проводились эксперименты: «Рассмотрим птичьих следов», «Рассмотрим перо птицы», «Вырастим овес для птиц».
Для родителей оформлены папки-передвижки с консультациями «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Птичья столовая». Изготовлены буклеты «Птицы».
III этап – заключительный
В процессе реализации наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, были изготовлены кормушки, которые были развешаны на территории детского сада и парках, с целью приобщения детей к охране и заботе об пернатых. В течение всего зимнего периода дети кормили птиц, вели наблюдение.
В последних числах февраля нами было запланировано итоговое мероприятие «Праздник птиц». Где воспитанники читали стихи, играли в пальчиковые и народные игры.
Работа над проектом «Зимующие птицы» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они поняли, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.