Папки-передвижки

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Насия Власова
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Отчёт по самообразованию

«Экологическое воспитание дошкольников

через ознакомление с природой родного края»

за 2020-2021 учебный год.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Пояснительная записка:

Публикация «Отчет по самообразованию „Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края“» размещена в разделах

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- развивать эмоционально-ценностное восприятие произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

- совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и

неживыми объектами природы;

- расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения;

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в

процессе исследования объектов и экспериментирования с ними.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- План мероприятий по экологии.

- Создана картотека дидактических игр по экологии.

- Подобран демонстрационный материал.

- Созданы альбомы о диких, домашних животных, о деревьях родного края.

- Создан лепбук «Огород на окне».

- Созданы альбомы «Почему нельзя мусорить», «Факторы, которые влияют на природу».

- Созданы папки-передвижки для родителей: «Берегите природу», «В лес с ребенком».

С целью повышения эффективности НОД с детьми создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

По данному направлению разработала ряд занятий по экологии:

«Деревья в цвету», «Знакомство с животными родного края», «Комнатные цветы», «Красная книга», «Знакомьтесь - лягушка», «Перелетные птицы»,

«Муравьи – санитары леса», «Чудо вода» и т. д.

При изучении темы по экологическому воспитанию дошкольниковна занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опиралась на следующие источники:

Николаева С. Н. «Юный эколог» изд. Мозаика – синтез, 1999г.

2. Поддъякова Н. Н. «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника»

3. Венгера Л. А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания»

4. Цукерман Г. А. «Зачем детям учиться вместе»

5. Нуждина Т. Д. Планета – наш дом. «Учебник –хрестоматия по основам экологии»

6. Викина Н. В. «Энциклопедия для малышей «Чудо –всюду»

7. Маринычева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»

8. Васильева Н. Н., Новотарцева Н. В. «Развивающие игры для дошкольников»

9. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

10. Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников М. 2011

11. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это так интересно!» М. Линка –пресс 2004

12. Рыжова Н. А. «Воздух вокруг нас» М. 2013

13. Федотова А. М. «Познаем окружающий мир играя: сюжетно – дидактические игры для дошкольников» М. 2015.

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги: Это сказки Сутеева, рассказы В. Бианки, Н. Чарушина. Нравятся детям рассказы, стихи, сказки в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматриваем энциклопедии и смотрим познавательные мультфильмы и презентации, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств

экологического воспитания являются игры. Игры экологического

содержания использую, прежде всего, с целью уточнения,

закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше

усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать

взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления

живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене

сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД,

целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников.

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней,

создания у детей практического опыта трудовой деятельности была организована работа в уголке природы, где был размещен огород на окне. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Также в течение года провела:

1. Беседы с детьми: «Насекомые осенью», «Водоемы родного края», «Лес: любить, беречь и не бояться», «Птицы и звери зимой», «Аптека на лугу», «Рыбы наших водоемов», «Как мы можем помочь природе», «Насекомые – часть природы», «Мусор – болезнь планеты», «Не загрязняй природу!», «Наши помощники – птицы»;

2. Просмотр презентаций, видеороликов «Как люди охраняют природу», иллюстраций, плакатов;

3. Создали огород на окне.

Ребята посадили и наблюдали за ростом лука, огурца, помидор.

4. Провели акции «Очистим участок от снега», «Покормим птиц зимой».

В результате проделанной работы у детей:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и

явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые

проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать

выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

В следующем году планирую продолжить работу по экологическому воспитанию детей, связав ее с темой: «Планета наш дом – не надо мусорить в нем». Планирую привлечь родителей к участию в акции «Вторая жизнь вещей».

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Опубликовано: 15 марта 2022 в 21:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД