Светлана Дмитриева
Конспект мастер-класса для воспитателей и дошкольников «Домовенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Домовёнок»
Дата проведения:09.02.2024 г.
Ответственная: инструктор по труду С. М. Дмитриева
Мастер – класс предназначен для воспитателей, родителей, воспитанников средней и старшей групп, любителей украшать интерьер предметами, сделанными своими руками.
Цель: развить интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления сувенира-оберега "Домовёнок".
Задачи:
1. Развивать творческое воображение, познавательный интерес посредством изготовления сувенира;
Публикация «Конспект мастер-класса для воспитателей и дошкольников „Домовенок“» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность;
3. Обучать самостоятельно изготовить и оформить сувенир;
4. Закрепить ранее полученные навыки декорирования изделия;
5. Формировать положительную мотивацию к народным традициям.
Методы обучения: Устное изложение нового материала, беседа, сообщение, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов с использованием презентации “Последовательность изготовления сувенира-оберега “Домовёнок”.
Формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа
Подготовительная работа:
- поиск иллюстраций с изображением Домового
- изготовление образцов игрушек - Домового и Домовушки из мешковины,
- подбор материала, сбор и подготовка элементов для декорирования (природный материал,
- составление плана-конспекта
Оборудование : Ножницы, клеевой пистолет (или клей «Титан», нитки джутовые, мешковина (прим. 40х40 см, клеевой пистолет, круглые заготовки из газет и скотча, готовые пучки, собранные из ниток мешковины (усы, волосы,природный материал (орехи, шишки заранее лакированные, желуди, семечки тыквы, семечки подсолнечника, кукуруза, фасоль). Цветные бусинки, муляжи клубники, распечатанные «деньги». Глаза домовят, ленты, тесьма.
Наглядно-демонстрационный материал:
• Образцы готовых изделий.
• Плакаты по технике безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками, клеевым пистолетом.
• Последовательность изготовления сувенира-оберега “Домовёнок” (в распечатанном виде на доске)
План занятия
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
Вводная беседа с демонстрацией готовых изделий.
3. Объяснение нового материала.
4. Повторение техники безопасности.
5. Самостоятельная работа.
6. Закрепление нового материала.
7. Заключительная часть
Ход занятия
Педагог: здравствуйте ребята, рада вас видеть! Рада видеть и наших гостей (Представление)
Целеполагание. Педагог объявляет тему, цель и задачи занятия.
Тема занятия: изготовление оберега «Домовёнок».
Цель занятия: изготовление оберега «Домовёнок».
Теоретическая часть.
Вводная беседа с демонстрацией готового изделия.
Вопрос педагога: кто такой - Домовой?
Ответ детей: тот, кто защищает дом, дух дома.
Педагог: По славянским верованиям — это добрый дух, живущий в доме с людьми. Считается, что это один из членов рода, прародитель семьи. Его Бог назначает для помощи родным. 10 февраля-народный праздник «День Домового». В этот день принято угощать и задабривать Домового.
Вопрос педагога: как вы думаете, как выглядит Домовой?
Ответ детей: маленький старичок, с длинной белой бородой, лохматый, в длинной одежде…
Педагог: единого мнения нет. Рост, одежду и наличие волос люди додумывали. В каждом регионе свои представления. Вот он как может выглядеть: маленький старичок; черный человек; низенький старичок с длинной белой бородой; лохматое существо в шерсти с волосатыми ладонями и ступнями; одет в старый тулуп, синий кафтан, в белую или красную рубаху, подвязан поясом.
Часто Домовой- мужского пола, пары не имеет. На русском севере считалось, если дома живут только женщины, то домовик приобретает женский облик.
Вопрос педагога: зачем нужен Домовой?
Ответ детей: для защиты и охраны дома.
Педагог: это покровитель семьи. Он присутствует в каждом жилище. По каким-то причинам он не завёлся или ушёл- беда дому. Лада и взаимопонимания у домочадцев не будет, а хозяйство придет в упадок.
Домовик озорной и любит пошутить над хозяевами, но зла не приносит. Но если стал заявлять о себе шумом, проделками, обижать хозяев или домашних животных, то стоит задуматься. Возможно, это знак грядущей беды ли атмосфера в доме стала слишком нервная и неприятная.
Вопрос педагога: как вы думаете, какую работу выполняет Домовой?
Ответ детей: убирает дом, когда хозяев нет, считает запасы…
Педагог: домашний дух выполняет такую работу- разжигает и поддерживает огонь в печи; не дает пропасть запасам; прибирается дома; присматривает за домашними животными; по ночам отгоняет воров; следит за отношениями за домочадцами; прядёт пряжу; защищает дом от чужих бездомных духов.
Вопрос педагога: как вы считаете, какие должны быть отношения хозяев с Домовым?
Ответ детей: хорошие, дружеские.
Педагог: благополучие в семье напрямую зависит от расположения Домового. Чтобы не накликать гнев духа, необходимо соблюдать правила:
не ссорится, не топтать мусор, не работать по ночам,не кормить ночью детей, не идти спать голодным, там, где некрещёные дети, нельзя гасить ночью свет.
Переезжая, домового забирают. Если этого не сделать,то он будет метаться по старому жилищу, плакать и выть, а у семьи в новом жилище без духа дела на лад не пойдут. Перевозят его со старыми вещами: лаптями, веником, горшком углей из старой печи. На новом месте открывают дверь и внося вещи приглашают Домового войти.
Вопрос педагога: как вы считаете, является ли домовой защитником домашнего очага?
Ответ детей: да, считаем Домового защитником домашнего очага.
Педагог: Обереги для дома делаются своими руками, по определё нным правилам:
Не садятся за работу в плохом настроении или больным.
Перед работой необходимо сосредоточится на обереге.
Ничего не должно отвлекать: телевизор, телефон и разговоры лучше отложить.
Оберег делают за один раз, не прерываясь.
Недоделанную работу не должны видеть посторонние.
Мысленно обращайтесь к домовику с просьбой, попросить помощи.
Используют только натуральные ткани. Такой оберег имеет такое же значение, что и сам дух. Купленный сувенир не будет обладать силой.
Повторение правил техники безопасности
Перед тем, как приступить к работе, необходимо вспомнить технику безопасности при работе с инструментами.
1. Держать ножницы на рабочем столе в закрытом виде
2. Передавать ножницы кольцами вперёд.
3. Не вырывать из рук у соседа.
4. Иголка должна находиться в игольнице.
5. Нитки и ткань отрезаем ножницами.
6. Клеем пользоваться аккуратно (клеевым пистолетом)
7. Вытирать руки салфеткой.
8. Соблюдать порядок на рабочем месте.
Правила изготовления оберегов:
• Обереги не могут быть изготовлены для себя.
• Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души.
• Самые сильные – те, которые изготавливаются для вас вашими кровными родственниками. Самые сильные обереги – супружеские кольца.
• Нужно тщательно выбирать материал для изготовления оберегов. Их нужно выполнять только из природных материалов.
• В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.
Самостоятельная работа.
Приступая к работе, я просмотрела большое количество сайтов. Оказалось много различных вариантов домовых, Вот, несколько идей которые мне понравились.
Выбрала легкие в изготовлении и с небольшим материалом декора (какой у нас есть в наличии).Сделаем собирательный образ. Украсим по желанию. Варианты оформления изделия разные. Главное - чтобы получившийся результат радовал. Правильно сделанный оберег притягивает взгляд, вызывает улыбку и добрые чувства.
___
Последовательность изготовления сувенира-оберега “Домовёнок” и «Домовушка»
1. Смять газету в комок диаметром примерно 15 см. .У нас уже есть заготовка
3. Наденем на бумажный ком часть капронового носка и завяжем его. (или зашить).
4. Вкладываем газетный ком в мешковину и затягиваем нитками прочными или резиночками.
5. Получаем основу домовенка
6. Надеваем колпачок или шляпку на «Домовенка» или как для «Домовушки» - оставляем пучок ниток.
7. На клей приклеиваем усы. 8. Затем приклеиваем нос-фасолинку
9. Готовые глазки приклеиваем к лицу домовёнка
10. Приклеиваем над глазами домовёнка брови.
Затем приклеиваем символику (какая у нас есть в наличии)
Лавровый лист-слава успех,
фасоль-зарождение новой жизни,
кофе-долголетие,
бабочка-уют в доме,
шишка - крепкая семья,
монетки - бережливость,
денежные купюры- достаток,
сушки -духовное богатство.
Украшаем! Домовенок и Домовушка готовы!
Закрепление нового материала
Давайте вспомним о том, кем является домовой и ответим на вопросы.
1. Кто такой Домовой? (это покровитель семьи).
2. Где он живёт? (домашний дух любит тепло, поэтому его место под печкой.
3. Зачем нужен Домовой? (это покровитель семьи, он присутствует в каждом жилище).
4. Какую работу выполняет Домовой? (разжигает огонь в печи, и т. д.).
5. Какие должны быть отношения хозяев с домовым? (хорошие, дружеские).
6. Как принято задабривать Домового? (угощением).
7. 7. Заключительная часть.
Давайте представим, что наступает праздник-«День рождения Домового».
И вы должны поздравить хозяев дома с этим праздником. Что бы вы пожелали?
«Счастья Вам и вашим близким»;
Домовёнок, домовой охраняй наш дом родной, от потопа, от пожара, от воров и от угара, от ветров и урагана, от ущерба и изъяна»;
«Пусть несёт вам домовой много денежек домой»;
«Счастья и мира Вашему дому»;
«Мира, счастья, добра, благополучия»;
«Я желаю с домовым жить в мире и согласии, чтобы дом наполнился радостью и счастьем».
(дети выбирают нужный ответ).
Теперь вы знаете, когда День домового. Конечно, он не входит в число официальных перечней праздничных, памятных и особых дат России.
Традиция справлять именины домашнего хранителя в наши дни носит скорее шутливый характер.
Домовой должен чувствовать, что в нем нуждаются, о нем заботятся и любят его – и тогда он ответит вам благодарностью и поможет в любых делах.
Если же хранителя дома не угостить и не выказать ему внимания, он может превратиться в злого духа, насылающего беды и несчастья на всех обитателей жилья.
Рефлексия
По завершению практического задания педагог предлагает продемонстрировать свои готовые работы.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам показать сейчас свои изделия всем, и мы посмотрим, какие Домовята у вас получились.
(дети ставят работы в центре стола и оценивают работы.)
-Вам нравятся ваши домовята?
-Какой самый красивый?
-какой нужно поправить?
Педагог:
Я вижу, что занятие вам понравилось. Если у кого-то, что-то не получилось, предлагаю подойти после занятия.
Педагог:
Большое спасибо за работу! Вы с заданием справились. Молодцы!