Наталия Ишкова
Отчет по самообразованию «Детское экспериментирование как путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2021-2022 уч. году, я работала над темой «Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира», которая не только актуальна, но и очень интересна как детям, так и самому педагогу.
Публикация «Отчет по самообразованию „Детское экспериментирование как путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Дети дошкольного возраста по своей природе очень любопытны и всегда с радостью соглашаются на различные эксперименты. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельности при познании и исследовании окружающей действительности. При экспериментальной деятельности развиваются творческие способности, логическое мышление, систематизируются знания, полученные ранее в ходе учебно-воспитательного процесса.
Свою работу я начала с подбора, а затем изучения литературы. Сейчас в интернете очень много различного материала по данной теме. Было одновременно сложно и интересно среди массы информации подбирать то, что понадобится мне для работы во второй младшей группе.
Затем я определила цели и задачи своей работы.
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- Создание условий для формирования основного целостного мировосприятия ребенка посредством экспериментирования.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
· Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
· Развивать представление об основных физических явлениях.
· Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
· Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
· Создавать сюрпризные моменты при изучении наблюдаемых явлений, чтобы у детей возникал интерес к решению поставленных задач ; создать условия для того, чтобы дети могли радоваться сделанному открытию.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей с своей группе была создала мини-лабораторию «Мы- исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., огород.
С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД и опыты-эксперименты по темам :
· «Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
· «Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
· «Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
· «В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
· «Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
· «Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
· «Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед- это вода, пар- это вода).
· «Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.
В соей работе создавала образовательные ситуации:
· «Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
· «На чем полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
Так же на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
· «Подбери материал для названного предмета»
· «Оглянись вокруг».
· «Расскажи о предмете».
· «Отгадай материал.»
· «Где спрятался воздух».
· «Что из чего будет».
В результате НОД и опытов-экспериментов дети овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Нельзя было обойти стороной и вопросы безопасности во время проведения опытов и экспериментов. Были проведены беседы об осторожном обращении с огнем, водой, острыми предметами. Ребята познакомились с явлениями природы (явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе. Были уточнены знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Дети с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной делали выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу, изучать литературу и интернет-материалы. Ведь чем старше становятся дети, тем сложнее, занимательнее и многограннее можно с ними организовать опытно-экспериментальную деятельность
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
- интеллектуально-педагогическая компетентность
- информационная компетентность
- регулятивная компетентность.