Лучший педагог года

Отчет по самообразованию психолога «Использование игротерапии в коррекции психического и социального развития дошкольника»

Любовь Губочкина
Отчет по самообразованию психолога «Использование игротерапии в коррекции психического и социального развития дошкольника»

Отчет по самообразованию психолога «Использование игротерапии в коррекции психического и социального развития дошкольника" за 2013-2014 учебный год.

Особый интерес вызвала у меня тема «Использование игротерапии в коррекции психического и социального развития дошкольника».

Год изучения – первый.

Цель:

— ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии дошкольников;

Публикация «Отчет по самообразованию психолога „Использование игротерапии в коррекции психического и социального развития дошкольника“» размещена в разделах

— предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития

Задачи:

Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста

— Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников

С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная для ребенка.

Ведь именно первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим и возникает проблема – проблема общения ребенка с другими людьми.

Ведь к дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения.

Я считаю, что для этого лучше использовать игру, которая играет формирующую и корригирующую роль для личности ребенка при возникновении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками.

Изучая эту тему, я поняла, что даже зарубежные и отечественные психологи, психотерапевты отразили опыт использования игротерапии в детских и родительских группах.

Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется.

Я считаю что мы должны применять игротерапию для обучения детей отношению друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения.

С помощью различных игр решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).

Я считаю, что использование этих игр помогают и в адаптации детей к дошкольному учреждению.

Оказывается, что игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

В течение 13-14 учебного года велась работа по изучению научно-методической литературы по игротерапии.

Была изучена след литература:

1. Панфилова М. А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. ,Москва Изд. ГНОМиД,2001

2. Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста», методические пособия, Творческий Центр «СФЕРА», Москва, 2002.

3. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры» (для детей младшего дошкольного возраста, Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991.

4. «Давайте поиграем» (математические игры для детей 5-6 лег, под редакцией А. А. Столяра, Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991.

5. Карабанова О. А. «Игра в коррекции психического развития ребенка», учебное пособие, РОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО, МОСКВА, 1997.

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения». Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991.

7. Маралов В. Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада», методическое пособие, Творческий Центр «СФЕРА», Москва, 2009.

8. «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ», методические рекомендации. Творческий Центр «СФЕРА», Москва, 2008.

9. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников», методические рекомендации, Творческий Центр «СФЕРА», Москва. 2009.

10. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1990.

11. Сердюкова О. В., Вязова Н. В. «Психолог и Я : азбука психологи», методическое пособие, Издательство ТГУ, Тамбов, 2009.

11. «Чего на свете не бывает?», занимательные игры под редакцией О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой, Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991.

12. Джинотт Х. Групповая игротерапия с детьми. М., Эксмо, 2001.

13. Каттанах Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной. М., Эксмо, 2001. 286с.

Психолог и разработчик методов иготерапии М Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять из гиперактивность и агрессию. Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми.

игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» (С. Л. Рубинштейн) для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Покупая кубики, пирамидки или конструкторы своему чаду мы покупаем ему его мозг, логику. А физическое развитие? Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.

Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы. Все наши детки любят давать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит малышку, что ей нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – уже наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.

Мало выяснить проблему – с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет от роду.

Уже в два года дети с удовольствием играют в прятки, жмурки, в добрых и злых героев и пятнашки. Для чего? Во-первых, физическое движение, а во-вторых, избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом и «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «совы», он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «совой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального накала, а роль совы – коррекцией внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники» или «стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. Во-вторых, участвуя в активных событиях, малыш учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир (М. Панфилова «Игротерапия общения»).

Врачами и психоаналитиками создаются специальные игры, направленные на выявление проблемных ситуаций в сознании ребенка. Есть недирективная игротерапия для деток с отсталым умственным развитием или аутизмом. В ней терапевт играет пассивную роль наблюдателя в свободной игре малыша, только спрашивая мотивацию его игровых действий.

Публикации по теме:

Игра как способ познания и моделирования окружающей действительности. Консультация для родителей «Что такое игротерапия»Игра как способ познания и моделирования окружающей действительности. Консультация для родителей «Что такое игротерапия» Всем друзьям и гостям доброго времени суток. Хочу представить на суд консультацию по игротерапии. Игра - способ выражения чувств, познание.

План работы логопеда с родителями в ДОУ для детей с нарушениями речи Планирование заседаний в «Деловой гостиной» Октябрь. Выступление старшей медицинской сестры о целесообразности и способах закаливания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию психолога «Использование игротерапии в коррекции психического и социального развития дошкольника»
Опубликовано: 23 июня 2014 в 22:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД