МААМ-картинки

Отчет по самообразованию. Тема «Коррекция ЗПР в игре»

Людмила Слемзина
Отчет по самообразованию. Тема «Коррекция ЗПР в игре»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема самообразования «Коррекция ЗПР через игру» выбрана мною не случайно. Проблема задержки психического развития, на фоне неблагоприятной экологической и социальной ситуации приобретает все большую актуальность. В этой связи педагогу следует владеть знаниями и умениям работать с данной категорией детей. Огромную роль в коррекции ЗПР принадлежит игра, игровая деятельность является ведущей для дошкольного возраста. Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной проблеме

Публикация «Отчет по самообразованию, Тема „Коррекция ЗПР в игре“» размещена в разделах

целенаправленности, в преобладании игровых интересов, быстро пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Так как, игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Цель моей работы :разработка системы занятий обучения сюжетно- ролевой игре дошкольников с ЗПР в процессе их коррекционного воспитания в специальных дошкольных учреждениях.

Объектом исследования : является игровая деятельность дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования – процесс обучения сюжетно– ролевой игре дошкольников с ЗПР.

Объект, предмет, цель обусловили и решение задач:

1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по этой проблеме

2)изучить особенности формирования игровой деятельности детей с ЗПР;

3)провести опытно – экспериментальную работу, направленную на формирования сюжетно- ролевой игры у дошкольников ЗПР;

4)на основе полученных данных разработать систему занятий по обучению детей с ЗПР сюжетное- ролевой игре.

Методы исследования:

• анализ психолого – педагогической литературы по данной проблеме;

• наблюдения;

• беседа

Дети с ЗПР в дошкольном возрасте не справляются с программным материалом дошкольного учреждения и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению. Поэтому в школе они сразу же попадают в категорию неуспевающих. Предупредить это возможно при условии своевременного, до начала систематического обучения в школе, выявления детей с ЗПР и оказания им квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Обучение игре дошкольников с ЗПР должно начинаться значительно раньше, а сама методика обучения ролевой игре должна обязательно включать задания с неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.

Таким образом,можно выделить следующие

особенностисюжетно-ролевых игрдошкольниковс ЗПР:

1)действиес игрушкаминоситстихийныйхарактер;

2)слабыйуровеньпроявлениятворчества;

3)незначительнаяречеваяактивности;

4)низкаяспособностьсогласовыватьсвоидействиясдругими.

Работая по теме, я сделала картотеку сюжетно- ролевых игр для детей средней группы, сделала фоторепортаж сюжетно- ролевых игр детей старшей группы, разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста в старшей и подготовительной группе.

Выводы

Игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста.

Становление игровой деятельности у детей с задержкой психического развития подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленней и имеет ряд специфических особенностей.

Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с ЗПР этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте. У всех детей с ЗПР различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения.

Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы-заменители. Игровое поведение у детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Практическое исследование игры детей с задержкой психического развития позволило сделать следующие выводы:

целенаправленное поэтапное взаимодействие в процессе игровой деятельности с детьми, страдающими задержкой психического развития, позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их общение, в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с ними.

Достаточно успешно были сформированы такие стороны игрового поведения детей, как овладение игровыми действиями, правилами развертывания сюжетной игры на основе моделирования предметного мира, овладение ролью и ролевыми действиями.

Вместе с тем выявились особенности игровой деятельности детей с ЗПР, для преодоления которых предложенных приемов и методов явно недостаточно.

Речь идет о трудностях осознания и моделирования мира межличностных отношений, недостаточной широте отношений замещения, о трудностях формирования способности создавать воображаемую ситуацию и оперировать ее материалом, подчиняя ей предметный мир вокруг.

В качестве рекомендаций по развитию игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР можно предложить использование разработанной программы занятий.

Опыт социальных и межличностных отношений, которые ребенок моделирует в игре, приобретается в общении со сверстниками и взрослыми. Общение детей с ЗПР, как правило, бедно по содержанию и средствам. Нормы и правила общения имеют конкретный характер и учитывают только позицию одной стороны.

Исходя из этого для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников с Задержкой психического развития очень важно организовывать индивидуальное общение ребенка со взрослым, общение детей со сверстниками, общение в группе.

Обучение игровым действиям дошкольников с ЗПР рекомендуется проводить на ограниченном количестве игр. Обучение должно проходить поэтапно и начинаться как можно раньше, а сама методика должна обязательно включать задания с неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.

Список литературы по теме

1. ЗворыгинаЕ. В. Первые сюжетные игры малышей. М:Просвещение. 1988г.

ЗворыгинаЕ. В. КомароваН. Педагогические условия формирования

сюжетно-ролевойигры. //Дошкольноевоспитание. 1989г. №5. С. -31-40.

2.«Игра дошкольника»(под редакциейС. Л. Новосёловой).-М. :

Просвещение,1989.

3. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. –М. :Педагогика,1990

4. УсоваА. П. «Роль игры в воспитании детей»Под редакциейА. В.

Запорожца. М. :Просвещение,1976.

5. АникееваН. П. Воспитание игрой. М. :Просвещение. 1987.

6. БарташниковаИ. А. ,БарташниковА. А. «Учись,играя.» Харьков:Фолио,1997

7.«Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители:Е. Н.

Тверитина,А. С. Баразкова. Под редакциейМ. А. Васильевой. –

8. Соколова. «Особенности игровых действий».//ЖурналДефектологии1972

№2

9. СухомлинскийА. В. "Овоспитании"2. М. :Политиздат. 1985.

10. УсоваА. П. «Роль игры в воспитаниидетей»ПодредакциейА. В.

Запорожца. М. :Просвещение,1976.

11. ЭльконинД. Б. Избранныепсихологические труды. М. :Просвещение1989.

12. ЭльконинД. Б. «Психология игры».–М. :Просвещение,2000.

Публикации по теме:

Проект «Мы — будущие олимпийцы» МБДОУ «Дударевский детский сад №9 «Солнышко» Проект «Мы- будущие олимпийцы!» Щепелева С. И. 2014 год Учебная тема проекта: «Олимпийское.

Взаимодействие с семьей по спортивно-оздоровительной работе в ДОУ Актуальность проблемы: Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. В настоящее время в России.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию. Тема «Коррекция ЗПР в игре»
Опубликовано: 25 мая 2014 в 14:15
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию. Тема «Коррекция ЗПР в игре»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Слемзина (УИ 211132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД