Лучший педагог года

Отчет по теме самообразования «Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах» (13 фото)

Наталья Шефер
Отчет по теме самообразования «Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах»

Отчет по теме самообразования

Второй год я работаю над темой самообразования «Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах». Выбор темы был связан с тем, что любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании. Именно краеведение является одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания и дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Карелии. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Еще на выбор темы повлияла подготовка к празднованию 100-летия Карелии

Публикация «Отчет по теме самообразования „Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах“» размещена в разделах

Занимаясь с детьми, я ставлю своей целью: создание условий для формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.

Задачи, которые решаются в процессе работы:

• знакомить с ближайшим окружением (дом, двор, улицы города, набережная, маршрут от дома до детского сада, детский сад и его территория);

• вызвать и поддерживать интерес к народному творчеству Карелии; к национальному карельскому фольклору, карельским сказкам, особенностям декоративного творчества, кулинарии;

формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях (герб, флаг, гимн - в старшем возрасте);

• познакомить детей с природой и животным миром Карелии, воспитывать бережное отношение к ним (природные ископаемые – старший возраст);

• знакомить с историей родного края;

• воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живёт ребёнок; подчеркивать значение окружающих предметов, быта;

• воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда;

• привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Работу начала с изучения литературы по проблеме и имеющегося опыта, был намечен план работы, для реализации в течении года. Начиная работу, учитывала, что национальный компонент должен органично вписаться в существующее комплексно-тематическое планирование. Поставленные задачи реализовывались через все виды детской деятельности и образовательные области. Работу постаралась построить таким образом, чтобы формы работы, методы и приёмы реализации регионального компонента были разнообразными.

Понятно, что большое значение в формировании краеведческих представлений имеет информационная насыщенность развивающей среды. Дети должны иметь возможность все рассмотреть, потрогать. Поэтому сначала в группе появилась кукла Айно в карельском костюме. Она помогает мне, как воспитателю в ознакомлении детей с Карелией.

Работу по знакомству с родным краем в рамках реализации темы самообразования начала в младшей группе (группа разновозрастная 1 и 2 младшая) и планирую продолжать в течение всего дошкольного возраста.

В первый год работы над темой мы с ребятами читали фольклор, рассматривали картинки. Для этого была создана подборка карельского фольклора. Куда вошли заклички, считалки, колыбельные, пестушки и потешки, прибаутки и песенки, дразнилки и поддевки, небылицы и перевертыши, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры, карельские сказки. Ребятам очень понравились пестушки и потешки и, конечно, детские карельские игры. Игра – это способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Дети не живут без игры, они способны преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное. На прогулке и в совместной деятельности разучивали с детьми подвижные игры, устраивали развлечения, используя карельскую тематику.

К концу года ребята знали свое имя и имена ребят из группы, половую принадлежность, возраст, состав своей семьи. Узнавали дом, квартиру, группу детского сада. Различали животных и растения ближайшего окружения.

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Именно поэтому на следующий год был выбран метод проектов. Проекты, как показывает изученный опыт, являются наиболее эффективными в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к родному краю.

В течении года мы с ребятами реализовали много интересных проектов по ознакомлению с Карелией. Например, «В гостях у лесных жителей», «Огород», «Наш город Петрозаводск», «Карельская изба», «Масленица» В ходе реализации проектов мы совершили много разных экскурсий : на набережную, по городу, украшенному к Новому году, в музейно-образовательный комплекс имени Кима Андреева, по экологической тропе и др.

Чтобы ребята могли припоминать в самостоятельной деятельности, где мы побывали и что изучили на каждого ребенка был заведен «Дневник путешественника». Ребята сами выбирали, что приклеить в свой альбом, но в рамках задания. Так на страничку «Набережная нашего города» надо было приклеить только те объекты, которые мы видели на набережной, а предложены были разные картинки. Заполняя странички «Животные Карелии» и «Птицы Карелии» ребята выбирали из предложенных картинок только те, на которых животные и птицы Карелии, а потом еще выбрали украшения для своего альбома.

Был изготовлен лепбук, где дети могли знакомиться с карельскими промыслами, музыкальными инструментами, бытом, и др.

Для обогащения развивающей среды для совместной деятельности, самостоятельной деятельности и индивидуальной работы с детьми были подобраны: открытки, фотографии, иллюстрации с изображением детского сада, дома, родного города, природы; созданы альбомы для рассматривания «Наш край», «Мой город», «Животные Карелии», «Растения родного края» и др. Сделаны карточки-схемы «Правила поведения в лесу», дидактические игры: «Собери картинку», «Кто в лесу живет?», «Что было? Что стало?», «С какого дерева лист» и др.

Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители — это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы. Это конкурсы, выставки, мастер-классы, совместные проекты (выставка рисунков «Моё любимое животное», «Новогодняя фото-охота», изготовление кормушек для птиц и др.)

Всю свою работу по формированию представлений о Карелии у детей дошкольного возраста осуществляю через все виды детской деятельности используя различные формы образовательной деятельности:

• двигательная деятельность (подвижные народные игры, спортивные состязания, досуги, самостоятельные игры и упражнения и др.)

• игровая деятельность (тематические национальные сюжетно-ролевые игры, хороводные игры, дидактические игры, самостоятельные игры и др.)

• познавательно-исследовательская (экскурсии, наблюдения, рассматривание, создание коллекций, рассказ, беседа, и др.)

самообслуживание и элементарный бытовой труд (поручения, чтение беседа, наблюдение, игра и др.)

• коммуникативная деятельность (чтение, обсуждение, инсценирование, театрализованная игра, разучивание потешек, прибауток и др.)

• восприятие художественной литературы и фольклора (чтение карельского фольклора, рассматривание, самостоятельная деятельность в книжном уголке и др.)

Отчет по теме самообразования «Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах»

• изобразительная деятельность (лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами, рассматривание, тематические досуги, изготовление альбомов, выставки работ и др.)

• музыкальная деятельность (разучивание народных песен, танцев, знакомство с карельскими инструментами, слушание музыки и др.)

• конструирование из разного материала (игры, рассматривание, тематические досуги, конструирование по образцу и др.).

В дальнейшем планирую продолжать работу по ознакомлению с родным краем. Познакомить детей с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями, геральдикой. Расширятся задачи по ознакомлению с растительным и животным миром, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, познакомить с «Красной книгой» Карелии.

Будем продолжать оформление «Дневников путешественника», создание лэпбуков о растительном, животном мирах родного края, о достопримечательностях Петрозаводска и Карелии, о национальных блюдах карелов.

Хочу создать центр «Карельская изба», в котором будут представлены некоторые предметы карельского быта и образцы карельской вышивки и одежды.

По завершении работы над темой планирую разработать программу по ознакомлению детей с родным краем – Карелией в разных возрастных группах и поделиться опытом с коллегами.

Фото «Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах»
Отчет по теме самообразования - фото
Отчет по теме самообразования Второй год я Отчеты о проделанной работе Анализ работы работаю над темой самообразования Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах Выбор темы был связан с тем что любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края Отчеты о проделанной работе Работу начала с изучения литературы по проблеме и имеющегося опыта был намечен план работы для реализации в течении года Начиная работу учитывала что национальный компонент должен органично вписаться в существующее комплексно тематическое планирование Поставленные задачи реализовывались через все виды детской деятельности и образовательные области Работу постаралась построить таким образом чтобы формы работы
Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группахФотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду "Дельфине". Вот такая.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 12:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД