Папки-передвижки

Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии«

Елена Игоревна Банщик
Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии«

Отчёт по самообразованию педагога-психолога по теме

«Психопрофилактика нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста методом песочной терапии» за 2020-2021 учебный год

Актуальность.

Публикация «Отчёт по самообразованию педагога-психолога „Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии„» размещена в разделах

Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.

Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.

Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство.

Это побудило меня использовать в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов. Ведь песок имеет замечательное свойство "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Цель проекта – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочных фантазий, овладения приёмами рисования песком на световой поверхности и лепки из кинетического песка, а самое главное стабилизация эмоционального благополучия детей.

Задачи:

Обучающие

- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного творчества – рисованием песком и на песке;

- учить взаимодействовать с песком различными приёмами.

Развивающие

- развивать точные движения пальцев и глазомер, память и внимание;

- совершенствовать коммуникативные навыки (умение работать сообща);

- коррекция нарушений эмоциональной сферы (страхов, застенчивости, агрессивности, излишней двигательной активности)

- создавать условия для развития творческого потенциала.

Воспитательные

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, эмпатию.

Ожидаемые результаты:

Гармонизация психоэмоционального состояния детей (снятие напряжения, излишней двигательной активности, проявлений тревожности, агрессивности);

Развитие точности движений, умения работать кистью пальцами обеих рук;

Развитие зрительно-моторной координации;

Расширение словарного запаса детей.

Далее был разработан план, в соответствии с которым велась работа по самообразованию педагога-психолога.

В ходе реализации проекта была изучена следующая литература:

1. Атемаскина Ю. В., Богославцев Л. Г. «Современные педагогические технологии в ДОУ» учебно-методическое пособие- СПб. ; ООО Издательство Детство-Пресс, 2011.

2. Никитина О. Н., Афанасьева М. А. «Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории»- СПб, 2012.

3. Белоусова О. А. «Обучение рисованию песком» журнал «Старший воспитатель»- М., 2012г. №5

4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Практикум по песочной терапии»-СПб «Речь», 2006.

5. Федосеева М. А. «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной сферы средствами песочной терапии» издательство «Учитель», Волгоград, 2016.

6. Каушкаль О. Н., Чернышова И. Н. «Сказка в песочнице. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком»- Цпо, Москва, 2014.

7. Приказ Министерства образования ии науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 ноября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»

Техническое оснащение занятий включает в себя:

- песочный световой стол

- водонепроницаемый деревянный ящик

- песок кварцевый

- радужный кинетический песок

- ноутбук

- магнитофон с музыкальным сопровождением

- фотоаппарат

- презентации и видеоматериал

В ходе подготовки к проекту мною были разработаны материалы и оборудование для работы с песком:

- лопатки, грабли

- мячики разной фактуры

- набор формочек для песка

- линейки с фигурным краем

- кисточки разного размера

- зубочистки

- трубочки

- бамбуковые палочки

- фигурки людей, животных, насекомых

- набор растений

- набор транспорта

- камушки марблс (большие и маленькие)

- мелкие игрушки из киндер-сюрприза

- счётный материал (грибочки, матрёшки, звёздочки, жёлуди)

- природный материал (камешки, ракушки, веточки, шишки)

- поддоны для кинетического песка.

Занятия проводились 1 раз в неделю в течение года, продолжительностью 30-40 минут (в зависимости от возраста). Занималась с детьми старшего возраста по итогам диагностического обследования в начале учебного года, а индивидуально – по запросу родителей и педагогов.

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы и целей занятия, которые я планирую в работе с конкретным ребёнком в зависимости от его проблематики. После проведения занятия ведётся учёт в журнале психокоррекционной работы с детьми и разрабатывается план следующего занятия.

Образовательная деятельность выстраивалась с использованием игровых технологий.

Структура психокоррекционного занятия:

Часть 1. Вводная

Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт. Эта часть предполагает использование музыкального сопровождения для создания творческой атмосферы. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки (пальчиковые игры, нейропсихологические тренажёры и упражнения, лабиринты). На этом же этапе проговариваются правила работы с песком.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Здесь работа направлена на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Мы учились способам насыпания песка (из кулачка, сеять, различным способам взаимодействия с песком (рисование одним пальцем, всеми пальцами, ладошкой, ребром ладони, пробовали применять дополнительное нетрадиционное оборудование.

Так же в этой части занятия использовала игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, мелкой моторики.

Часть 3. Завершающая

Цель – подвести итог занятия, закрепить положительные эмоции от совместной работы. Основные процедуры: ритуал прощания с песочной страной.

Работа по теме самообразования проводилась регулярно в соответствии с перспективным планом педагога-психолога ДОУ. На мой взгляд, поставленные задачи были реализованы, так как значительно снизилось психоэмоциональное напряжение у тревожных детей и детей, склонных к проявлениям агрессии, улучшилась зрительно моторная координация движений, умение работать кистью и одновременно пальцами обеих рук, повысилась способность к саморегуляции, проявлению инициативы и творческого мышления.

В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме, но в связи с сокращением рабочего времени, только по запросу родителей и педагогов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт).Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога - психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии«
Опубликовано: 3 июня 2021 в 11:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД