ЕВГЕНИЯ РЫБАКОВА
Отчёт по самообразованию «Использование фототехники при работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование фототехники при работе с дошкольниками»
Хочу сразу отметить, что тема очень интересная и объемная: ограничений нет - можно фантазировать, изобретать, систематизировать разные виды деятельности – это большой плюс. Но есть и свои минусы: ограничений нет, если чётко знаешь, в какой области придется самосовершенствоваться, то исходя из этого, ставятся задачи и пути их решения.
Безусловно, я оптимист и быстро нашла ещё доводы в защиту новой темы:
Публикация «Отчёт по самообразованию „Использование фототехники при работе с дошкольниками“» размещена в разделах
1. Сфотографировать можно любой объект, находящийся в доступности – это актуально при беседе о родном городе, его достопримечательностях, природе
2. Групповые и индивидуальные фотографии позволяют рассмотреть настроение, поведение, как группы, так и каждого ребенка
3. Снимки позволяют вести наблюдение за выбранным объектом; видеть сезонные изменения; временные изменения
Мной был разработан план работы с детьми на весь учебный год.
В начале сентября мы любовались «осенними красками природы». Основной целью было: формировать представление об изменениях в природе. Осуществляли мы это при помощи бесед, наблюдений через объектив, фотосессии, дидактические игры, загадок, игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр, изобразительной деятельности, а также начали «фотографическое наблюдение за кленом на участке».
Вторую половину сентября мы посвятили формированию представлений о семье и обогащению детско-родительских отношений. За этот период мы оформили выставку «генеологическое древо семьи», знакомились с новыми литературными произведениями о семье, русскими народными сказками, притчами. Заинтересовало детей игровое упражнение «сравнение фотографий «мама-дочка», «дедушка-папа», «как я подрос».
В октябре мы много разговаривали о нашем земляке С. А. Есенине. Оформили фотоальбом «Красота села Константиново». Главной целью этого блока мероприятий и игр стало воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии С. А. Есенина.
Не оставили мы без внимания всю красоту золотой осени. Я постаралась научить различать и характеризовать приметы «золотой осени» используя сравнение фотоматериалов и безусловно все остальные методы и приемы были использованы, например: наблюдение, беседа, дидактические игры, фотолинейка, изобразительная деятельность «осенний коллаж».
В ноябре предложила детям очень трогательную тему «Мой домашний питомец». Для меня не главным было, чтобы ребенок без ошибок называл животного, а главное – воспитать чувство сопереживания ко всему живому. Опираясь на фотографии, принесенных из дома, была сделана презентация «Забавные и смешные», был создан фотоальбом «Лови момент».
Конец ноября мы посвятили поздней осени. Не забывали делать фотоснимки клена, создали альбом из осенних фотоснимков, который в последствие использовали для бесед-рассуждений, занятия «тетушка Осень».
За 3 осенних месяца я сделала для себя промежуточные выводы: безусловно дети любят фотографироваться, особенно когда это происходит в «непринужденной» режиме. С удовольствием рассматривают места, пейзажи, где были сами – эти фотографии эффективно использовать на занятиях, причем практически во всех областях.
Ребенок с большим интересом опишет, например своего лабрадора (собака семьи Чировых, чем обычную картинку демонстративного материала.
В декабре мы уделили внимание предстоящим праздникам, порадовались приходу белоснежной зимы. Я старались расширить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека. Ребятам была показана интересная презентация «Зимние забавы», с использованием снимков из домашнего альбома; создание фотовыставки «Снежные чудеса». Для создания благополучной атмосферы в детском саду, активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада была разработана тема «мой детский сад».
В рамках этой темы были использованы в работе дидактические игры «Узнай по фото», «профессия», проблемные ситуации «»Как Степа провел свой день в саду», рисование с фотографии (коллективная работа) «Наша группа «Гномики».
В феврале при помощи фотографий мы расширили представление о зимних природных явлениях, способствовали расширению знаний детей о Российской Армии, родах войск, военной техники. Благодаря детям создали презентацию-фоторепортаж «Мой папа», чтобы активно приобщаться к патриотическому воспитанию: слушали военные песни, фрагменты художественных фильмов.
Спустя еще три месяца, я все-таки решила познакомить детей с тем, что стало практически неотъемлемой частью моей работы. Я провела занимательную игру «Мир через объектив». О результатах надо спрашивать у детей, но с того самого дня Вадимир не расстается с фотоаппаратом : снимает все и всех дома, в саду.
В марте месяце мы поздравляли наших мамочек и встречали «Весенние деньки».
Необходимо добавить, что часто в творческих работах детей использовались отсканированные материалы и видеоролики.
В апреле мы празднуем «день смеха», планируется показ презентации с использованием фото и видеоматериалов за прошедшее время «Смешные моменты из жизни детского сада», познавательный фильм «Как отмечают праздник в разных странах» (фотоиллюстрации, развлечение «Дружба крепкая», и, конечно же, общая фотография.
Уделим внимание таким темам как «Космос», «Праздничный май». Завершающим этапом работы станет фотоколлажа из лучших фотоматериалов.
Родители принимали непосредственное участие в создании, оформлении обновлении фотоальбомов «Ты пришла к нам осень», «Красота села Константиново», «Лови момент», фотоколлаж «Ах, лето, лето».
Привозили фотографии с различных мероприятий, благодаря чему другие дети могли узнать об интересных событиях, происходящих не только в нашем городе, но и за его пределами.
В перспективе на лето мне хотелось бы увеличить количество настольных, дидактических игр, заданий используя фотографии. Создать альбом «Земля моя Рязанская» с комментариями доступными детям: чтобы, глядя на снимок, ребенок мог рассказать дома об увиденном, и захотел посетить эти места.
Я вижу, что фотография развивает воображение, фантазию, формирует память, мыслительные процессы – детям нравится заниматься по снимкам или фотоматериалам. Некоторые ребята приносят свои «фотошедевры» с интузиазмом рассказывают, где это было «снято», как называется город, улица…
А главное, что у меня и у моих воспитанников останется фото, как память о совместно-проведенном времени!