Папки-передвижки

Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР

Анжела Никитина
Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска

Методическая разработка

«Использование адаптированных музыкальных игрушек

в коррекционной-развивающей работе с детьми

дошкольного возраста с ТНР»

Автор:

музыкальный руководитель

Публикация «Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР» размещена в разделах

Никитина А. И.

Важнейшей функцией дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа является коррекция отклонений в развитии ребёнка. Особого внимания требуют дети с тяжелыми нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Нередко проблемы с речью неразрывно связаны с отклонениями в психическом развитии ребенка. Основной же задачей педагогов специализированного детского сада является совместная и слаженная работа, направленная на повышение речевой активности воспитанников и формирование позитивной мотивации на преодоление речевого дефекта. Наибольшая эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения достигается взаимодействием специалистов, работающих в ДОУ. Одним из звеньев такого взаимодействия является совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Следует отметить, что обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, имеющими нарушениями речи из-за особенностей их развития. Помимо общих задач музыкального воспитания, работа направлена на решение коррекционных задач. Современные специальные педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе с детьми с ТНР музыкотерапии, как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного, социального и духовного развития.

Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений и музыкально-дидактических игр с применением разнообразных адаптированных музыкальных инструментов. Использование таких инструментов позволяет решать следующие задачи:

• активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие чувства ритма;

• развитие слухового и зрительного восприятия;

• увеличение объема памяти;

• развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

• развитие двигательных кинестезий и динамической организации двигательного акта с последующим формированием двигательных навыков;

• формирование пространственной ориентации и зрительно-моторных координации.

Специально для этих целей используется в работе комплект терапевтических музыкальных игрушек. Данный адаптированный музыкальный набор незаменим в работе с детьми с ТНР. Проведение музыкально-дидактических игр с использованием музыкальных игрушек помогает снимать напряжение, выражать чувства, тренировать память, стимулировать познавательную и творческую активность, способствует развитию речевых и артикуляционных навыков. Набор включает в себя восемь оригинальных развивающих игрушек, каждая из которых обладает рядом уникальных функций, способствующих всестороннему развитию детей. Изначально инструменты предназначались для детей-инвалидов, однако на практике отлично зарекомендовали себя в коррекционной работе с детьми с разнообразными нарушениями, в том числе с ТНР. Следует отметить, что игрушки разработаны под контролем детских психологов и рекомендованы к использованию в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа. Набор включает в себя следующие инструменты :

• Барабаны Бонго

Уникальная игрушка, обладающая великолепным звучанием и изготовленная из высококачественной древесины. Натуральные материалы приятны для тактильного восприятия, вследствие чего дети с удовольствием играют на инструменте. Барабаны бонго обладают великолепным звучанием, вызывают у детей живой эмоциональный отклик. Инструмент снабжен палочками, которые можно привести в действие с помощью специального механизма. Барабаны легко настраиваются при помощи прилагаемого настроечного ключа, расположенного внизу. Использование игрушки позволяет развить у детей чувство ритма, звуковое и сенсорное восприятие, укрепить мышцы пальцев рук.

• Барабан

Эта игрушка способна заинтересовать любого ребёнка. При активации устройства при помощи внешнего вспомогательного выключателя барабанная палочка начинает вращаться, отбивая при этом быструю ритмичную дробь. Игрушка обеспечивает великолепную стимуляцию слуха, способствует развитию чувства ритма. Барабан используется при проведении разнообразных музыкально-дидактических играх, кроме того яркий и эффектный вид инструмента вызывает у детей неподдельный интерес, стремление к творческой активности, стимулирует развитие внимания и памяти, что немаловажно при проведении коррекционной работы с детьми с ТНР.

Музыкальная карусель из колокольчиков

Чрезвычайно популярная и занимательная игра «Музыкальная карусель» отлично действуют в качестве музыкальной терапии для детей с ТНР. Включив прилагаемый в комплекте переключатель, можно услышать звучание колоколов, а перед глазами станут меняться различные цветовые гаммы. Игра чрезвычайно точно настроена и качественно подобрана в том числе для слабослышащих детей. Колокольчики можно взять из базового основания и играть на них вручную. Вынимать и вставлять их легко и просто. Прослушивание разнообразных тембрально-окрашенных звуков способствует развитию у детей слухового восприятия, ладового чувства, а визуальные эффекты завораживают, стимулируя зрительную и познавательную активность.

Мини колокольчики

Уникальная инновационная игрушка способна ввести детей в мир музыки. В комплект входят шесть кодированных цветных карт с песнями, можно проигрывать их, нажимая соответствующие цвета под изображениями колокольчиков. Карты с песнями включают известные композиции. В комплект входит семь готовых мелодий, кроме того есть возможность прослушивать собственные песни, что позволяет педагогу широко использовать данную игрушку, в том числе и на утренниках и тематических мероприятиях. К тому же, систематическое прослушивание знакомых мелодий позволяет тренировать слуховую и зрительную память, развивать сенсорное восприятие, стимулировать познавательные навыки. Устройство широко используется при проведении музыкально-дидактических игр, в том числе направленных на угадывание детьми знакомой музыкальной темы («Угадай мелодию» и т. п., что положительно влияет на развитие памяти, внимания и творческого мышления в целом.

Музыкальный тамбурин

Интересный и зрелищный музыкальный инструмент привлекает внимание детей, играть на нем легко и весело. Стоит лишь слегка ударить по нему или чуть-чуть встряхнуть его, и можно наблюдать, как замигают разноцветные огоньки, и услышать, как звучит музыка. Можно пользоваться тамбурином как музыкальным инструментом, либо использовать его в качестве выключателя активации любой другой игрушки. Функции огоньков, музыки бубна включаются и выключаются.

Такая многофункциональность делает игрушку незаменимым спутником коррекционных музыкальных занятий. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями непременно увлекутся ярким, зрелищным и простым в эксплуатации музыкальным тамбурином. Игра на инструменте развивает мелкую моторику, слуховое, зрительное и сенсорное восприятие.

Барабанная установка

Инновационная игрушка представляет собой одно устройство из пяти ударных инструментов. Для того чтобы начать играть на бубне, треугольнике, барабане, кимвале, или на маракасах нужно лишь задействовать любую из кнопок с изображениями инструментов. При этом инструмент будет подсвечиваться изнутри разноцветными светодиодами. Играть на устройстве очень весело и интересно. Игрушка незаменима для развития у детей чувства ритма, кроме того может стать спутником занятий по артикуляционной гимнастике. Кроме того, установку можно применять в музыкально-дидактических играх с участием группы воспитанников, что способствует возникновению у детей чувства сплоченности и здорового психологического климата в детском коллективе, что особенно важно для детей с ТНР.

Музыкальная машина с инструментами.

Уникальность данного музыкального инструмента заключается в том, что его можно использовать в комплекте с другими адаптированными устройствами. Достаточно установить тамбурин, барабан, кимвалы, маракас или ксилофон на стойку ударного устройства, активировать выключатель, и устройство будет выбивать любой заданный ритм. Таким образом, машина может заменить собой целый оркестр. А последовательно меняя инструменты на стойке машины, педагог может вовлечь воспитанников в увлекательный процесс изучения и распознавания звуков различной частоты и тембральной окраски, тем самым стимулируя развитие слухового восприятия, внимания, музыкальной памяти, чувства ритма.

Музыкальная улитка

Яркая и забавная игра развивает способности распознавания цветов и звуков. С ее помощью можно составлять музыку, нажимая на цветные клавиши, а также проигрывать мелодии по последовательности цветов на прилагающихся карточках. Игрушка также включает в себя восемь песен в записях, которые можно слушать, выбрав режим «авто» и активируя одну из цветных клавиш. Прослушивание и запоминание мелодий и последовательности клавиш развивает память и внимание, к тому же, играя с улиткой, дети учатся различать цвета и оттенки. Кроме того веселая улитка может стать участником подвижных игр и соревнований, что способствует развитию у детей двигательной активности и координации движений.

Набор уникальных адаптированных музыкальных инструментов весьма эффективен в коррекционной музыкальной работе с детьми с ТНР. В частности, с их помощью можно создать целый мини-оркестр, приобщающий дошкольников к совместному коллективному музицированию. Игра в оркестре поможет решить целый ряд коррекционных задач:

• Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

• Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан и т. д.

• Развитие мелкой моторики пальцев.

• Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте играю, «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото».

• Развитие координации пения с движением пальцев.

• Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

Таким образом, использование в коррекционной работе адаптированных музыкальных игрушек является ценным вкладом в обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Публикации по теме:

Использование различных технологий музыкального образования в работе с дошкольникамиИспользование различных технологий музыкального образования в работе с дошкольниками В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Игровые музыкально-двигательные.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической.

Использование интерактивного пола в работе с младшими дошкольниками.Использование интерактивного пола в работе с младшими дошкольниками. Райкова Кристина Сергеевна воспитатель МАОУ школы №31 дошкольно о отделения. Использование интерактивного пола в работе с младшем дошкольниками.

Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками.Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Использования нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Нестандартное физкультурное оборудование в работе с дошкольниками.

Использование природного материала в работе с дошкольниками. Занятие по лепке «Братья ёжики» ЗАНЯТИЕ Задачи: развивать в детях бережное и ответственное отношение к живой природе и её обитателям; развивать через эмоциональную сферу.

Конспект занятия «Город музыкальных инструментов» к проекту «В стране музыкальных инструментов Мордовии» Занятие № 1 Тема: «Город музыкальных инструментов» Цель: - развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных.

Консультация для воспитателей «Использование музыкально-речевых игр в работе с дошкольниками» Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками Мастер-класс для педагогов Дата проведения: 03.02.16г. Место проведения: Конкурс «Воспитатель года» Проводит: воспитатель МКДОУ «Народненский.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Использование русской народной сказки на музыкальных занятиях и развлечениях с дошкольникамиИспользование русской народной сказки на музыкальных занятиях и развлечениях с дошкольниками ВЫСТУПЛЕНИЕ музыкального руководителя МДОБУ № 31 «Солнышко» Калюжной Евгении Анатольевне на семинаре «Сказка терапия» в МДОБУ № 43. 22.12.2011года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 23:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД