Папки-передвижки

Отчёт по теме самообразования «Воспитание детей младшей группы посредством трудовой деятельности»

Ирина Белозерова
Отчёт по теме самообразования «Воспитание детей младшей группы посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Вопросы трудового воспитания остро стоят не только перед педагогами и родителями, но и перед всем современным обществом. Для родителей, имеющих детей младшего дошкольного возраста, проблема воспитания положительного отношения к труду сопряжена с возрастными особенностями психического и физического развития. У ребенка еще не сформированы чувства ответственности и понимание значимости своего труда. Для него труд – это игра «во взрослого». Поэтому от того, какой пример будет видеть малыш в отношениях взрослых к своему труду, труду других людей, зависит, какой характер будет носить результат трудового воспитания

Публикация «Отчёт по теме самообразования „Воспитание детей младшей группы посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах

Целью моей работы по самообразованию было : формирование у детей основ трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

-развитие трудовых навыков у детей;

-включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);

-воспитание положительного отношения к труду.

Форма самообразования : индивидуальная.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Систему своей работы вела по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями.

При этом использовала основные направления работы:

Знакомство с трудом взрослых.

Организация труда детей.

Предполагаемый результат:

• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его

значении в общественной жизни людей;

• Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе

выполнения поставленной задачи;

• Развито ответственное отношение порученному делу;

• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых

и сверстников;

• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и

средствах труда.

План работы по самообразованию.

1. Изучение специальной методической литературы.

Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.;

Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.;

Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.;

Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.;

Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. М. : Просвещение, 1987.;

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду», интернет-ресурсы.

2. При подготовке к работе по теме самообразования учитывала следующие требования, которые предъявляются к детям в детском саду:

*Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.

*Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, после загрязнения и туалета.

*Самостоятельно есть, пользуясь вилкой.

*Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.

*Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.

3. Практический этап.

Мной были разработаны и реализованы:

- план работы с детьми и родителями;

-проекты: «Трудиться - всегда пригодиться»; «Знакомство с профессиями».

-картотеки: «Игры по развитию навыков самообслуживания», «Игры на ознакомление детей с хозяйственно - бытовым трудом», «Игры по ознакомлению с трудом взрослых».

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяю следующие виды детского труда :

• Навыки культуры быта (самообслуживание)

Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе использовала разные методы и приё мы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактические игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.

• Хозяйственно-бытовой труд

Направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Перед занятиями дети научились помогать готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий - помогают убирать.

Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега.

Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.

По пятницам вместе с ребятами моём игрушки, обтираем строительный материал.

Труд в природе

Уход за растениями в уголке природы и в цветнике на участке. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.

Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.

Весной был организован огород на подоконнике с высаживанием лука.

• Ручной труд

Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Отдельные элементы ручного и художественного труда я вводила в создании поделок. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. На прогулке ребята учатся катать снежные комы, которые используем в совместном строительстве снежных фигур.

•Ознакомление с трудом взрослых

Знакомила детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, сюжетно-ролевые и дидактические игры, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию.

Перспективный план трудовой деятельности

Срок Работа с детьми Цель Работа с родителями

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Игра «Мы пришли умыться»

(Знаем, знаем, да, да,

Где тут прячется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться)

Беседа «Всему свое место»

Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды.

Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы). Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Познакомить детей с тем, где должны находиться игрушки; воспитывать привычку убирать все на свои места.

Знакомить детей с правилами ухода за растениями; воспитывать желание заботиться о цветах.

Развивать элементарные трудовые умения и навыки; воспитывать желание помогать взрослым. Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в

семье»

Консультация «Формирование у детей положительного отношения к труду»

Использовала в работе с детьми: д/и «Мыльные перчатки»; д/и «Правила гигиены»; игровая ситуация «Накроем стол для кукол» ; игровая ситуация «Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями»; д/и «Кто что делает?

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Упражнение «Закатаем рукава»

(Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить)

Игра «Убери мусор в корзину»

Полив комнатных растений

Привлечение детей к уборке участка.

Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность.

Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок.

Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями.

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание»

Выставка совместных с детьми поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

Использовала в работе с детьми: д/и «Правила гигиены»; д/и «Найди пару»; игра «Убери со стола»; рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями»; д/и «Чудесный мешочек (Кому, что нужно для работы)»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Упражнение «Выверни колготки».

Упражнение «Расставим стулья»

Вытираем пыль влажной тряпочкой

Прибираем игрушки

Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать любовь к порядку.

Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду.

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, формировать знания детей о вреде пыли для здоровья человека. Консультация «Какой труд доступен детям»

Помощь родителей по ремонту построек на участке

Использовала в работе с детьми: упражнение «Наши вещи ложатся спать»; игра «Убери со стола»; обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики»; д. /и. «Исправь ошибку»; сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Декабрь

1 неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя Упражнение «Застегни пуговицы»

Упражнение «Разложи карандаши»

Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате

Наряжаем ёлочку Учить детей застегивать пуговицы; воспитывать терпение, желание доводить дело до конца.

Учить детей раскладывать заточенные карандаши в подставки.

Учить детей расправлять полотенца, вешать его за вешалку.

Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к подготовке к празднику.

Приобретение лопаток для уборки снега

Выставка совместных с детьми поделок из природного материала «Сокровищница дракона»

Использовала в работе с детьми: д/и «Подбери пару»; игровая ситуация

«Таня простудилась»; трудовые поручения (сгребание снега к деревьям, расчистка кормушек, подкормка птиц)

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Протереть от пыли полки для игрушек

Беседа о труде взрослых

Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы)

Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.

Продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Воспитывать интерес к труду взрослых, развивать речь, мышление, воспитывать уважение к труду взрослых,

Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым. Помощь родителей в уборке участка от снега.

Папка-передвижка «Трудовое воспитание детей в детском саду и дома»

Использовала в работе с детьми: игра «Кому, что нужно для работы?»; игра «Угадай, что я делаю?»; игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»; сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Упражнение «Одежкин домик»

Протереть игрушки

Учимся сгребать снег лопатками на участке

Упражнение расставляем все игрушки по местам Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку.

Учить правильно протирать игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Продолжать учить детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам (находить каждой игрушке свое место) Консультация «Воспитание у младших дошкольников самостоятельности и трудолюбия»

Использовала в работе с детьми: д. /и. «Найди пару»; игровая ситуация «Накроем стол для кукол»; игра «Угадайте, что я делаю?»; сюжетно-ролевая игра «Врач»

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Беседа «Что такое профессия?»

Раскладывание книг в книжном уголке

Посадка семян овощей

Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов Познакомить детей с понятием «профессия человека».

Продолжать учить раскладывать все на свои места; воспитывать любовь к порядку.

Учить детей правильно помещать зерна в землю; воспитывать интерес к труду.

Учить детей прижимать склеенные детали; воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Консультация «Как приучить детей младшего возраста к труду»

Использовала в работе с детьми: проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Вани?»; д. /и. «Подберем куклам одежду»; трудовое поручение-уборка участка от мусора; сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Убрать строительный материал после игры

Полив комнатных растений

Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.

Учить компактно складывать строительный материал; воспитывать привычку убирать за собой игрушки.

Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям.

Продолжать правильно расставлять на столах подставки для карандашей. Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение

территории, посадка цветов)

Использовала в работе с детьми:д. /и. «Одень куклу на весеннюю прогулку»; игровая ситуация «Посадим цветы»; труд-посадка лука в уголке природы; сюжетно-ролевая игра «Водитель»

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Игра «Мы заправим наши майки»

Переодеть кукол в кукольном уголке

Прибрать игрушки на веранде после игры

Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.

Учить одевать одежду на кукол; воспитывать терпение и ответственность.

Закреплять умение убирать игрушки только на свои места; воспитывать любовь к порядку.

Продолжать учить детей содержать свои игровые уголки в порядке, дружно работать, приобщаться к труду. Памятка «Чем можно занять ребенка летом»

Помощь родителей в наполнении песочницы песком

Использовала в работе с детьми: трудовое поручение-строим дорогу из песка; игра «Кому это нужно?»

Подводя итог своей работы, хочу сказать, что:

1. Дети овладели навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками: соблюдать последовательность действий при одевании/раздевании, умывании.

-Одевание: самостоятельно одеваться в правильной последовательности. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик.

-Умывание: соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельное мытье рук, знать свое полотенце и пользоваться им. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.

2. Поведение за столом: умело пользоваться ложкой. Есть самостоятельно, пользоваться салфеткой. Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол, убрать со стола отдельные приборы.

3. Уход за вещами, игрушками: бережно относиться к вещам, игрушкам. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами.

4. Мир природы: выполнять совместно с воспитателями посильные действия по уходу за растениями. С помощью воспитателя поливать растения, обтирать пыльные листья, проявлять интерес к труду взрослых.

Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание было уделено работе с родителями.

1. Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам.

2. Благоустройство территории (совместно родители с детьми).

3. Консультации, папки-передвижки, памятки.

Постепенно дети усваивают некоторые правила:

1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.

2. Начатое дело не откладывать на потом.

3. Закончил трудиться – убери за собой.

Если дети без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.

Публикации по теме:

Фотоотчет о трудовой деятельности детей второй младшей группы «Уход за растениями уголка природы»Фотоотчет о трудовой деятельности детей второй младшей группы «Уход за растениями уголка природы» Растения уголка природы являются ценным дидактическим материалом. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.

Отчет по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Для самообразования я выбрала методическую тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Сущность.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Творческий отчёт на педсовете по теме «Патриотическое воспитание детей 4–5 лет» Слайд 2 Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть социально-нравственного воспитания подрастающего поколения и становления гармонично.

План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников» Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по теме самообразования «Воспитание детей младшей группы посредством трудовой деятельности»
Опубликовано: 11 мая 2024 в 13:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по теме самообразования «Воспитание детей младшей группы посредством трудовой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Белозерова (УИ 2658411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД