Сания Трифонова
Открытая ННОД по ФЭМП «Путешествие в Математическое королевство» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в Математическое королевство»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи)
«Социально- коммуникативное развитие» (приобщение к общепринятым нормам и правилам во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми)
«Игровое развитие» (развитие интереса к дидактическим играм)
Публикация «Открытая ННОД по ФЭМП „Путешествие в Математическое королевство“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
«Художественно – эстетическое развитие» (развитие прикладного творчества)
Тип непрерывной непосредственно образовательной деятельности: открытый.
Возраст детей : 5 - 6 лет.
Форма организации: подгрупповая.
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель:создать условия для закрепления пройденного материала, продолжать учить делить некоторые предметы на равные части, называть части и сравнивать целое и части.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
обеспечить повторение пройденного материала (ориентировка на листе бумаги; знание геометрических фигур, цифр; последовательность дней недели; порядковый счет до 10, обратный счет от 5)
отработать умение делить круг на 2 равные части, сравнивать целое и одну вторую часть;
продолжать знакомить с делением круга на равные части, название частей: одна четвертая; сравнение частей одна вторая и одна четвертая.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к математическим знаниям и умениям, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, память.
Воспитательные задачи:воспитывать навыки организованного поведения на занятиях.
Место проведения:групповая комната.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Индивидуальная работа:упражнять в умении делить круг на 2 равные части, называть части круга: половина, одна вторая - Марат, знание дней недели – Никита, обратный счет от 5 – Таня.
Ввести в активный словарь детей существительные : целое, часть, половина, одна вторая, одна четвертая.
Оборудование: компьютер, экран, небольшая ученическая доска (мольберт, ножницы, мяч.
Демонстрационный материал : слайды: «Математическое королевство», «Дорисуй картинку», «Схема деления круга пополам», «Схема деления круга на 4 части»; 2 круга из цветной бумаги диаметром 18 см; 5 кружков из картона с цифрами от 1 до 5- «кочки».
Раздаточный материал :карточки к заданиям «Лабиринт», «Дорисуй картинку», пуговка, карандаш, 2 круга диаметром 8, 10 см из цветного картона, ножницы.
Ход НОД:
I. Вводная часть.
Организационный момент. Дети заходят в группу, становятся в круг.
Встанем рядышком по кругу.
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
- Ребята, с нами хочет познакомиться профессор Знайкин, а живет он в Математическом королевстве. Отправимся к нему? (Да)
- Математическое королевство так просто не попасть, надо пройти через лабиринт. Д/и «Лабиринт»(с раздаточным материалом)
- Поставьте пуговку на начало пути, он обозначен красным флажком, куда мы движемся (вверх, с какой стороны елочка (слева, затем куда поворачиваем? (Направо). Дальше? (Идем вверх до пенька). Дошли до пня, в каком направлении двигаемся? (Налево, до чего? (до звездочки, чтобы пройти рядом с березкой, что надо сделать? (Спуститься вниз). Все дошли до синего флажка, значит, мы пришли в Математическое королевство.
II. Основная часть.
- Знакомьтесь - профессор Знайкин, а кто еще живет в Математическом королевстве? (цифры и геометрические фигуры) (слайд № 1)Д/и «Назови и покажи»
- Давайте знакомитьсяс ними. Воспитатель приглашает ребенка к доске.
- Покажи и назови геометрические фигуры без углов (круг и овал, четырехугольники (квадрат, прямоугольник, ромб и трапеция - показывают, какая фигура осталась (треугольник).
- Ребята, со всеми геометрическими фигурами познакомились, никого не пропустили?
- Давайте, знакомиться с цифрами (от 1 до 9, 0)
- Жители королевства хотят с нами поиграть вД/и «Дорисуй картинку (с раздаточным материалом)
- Надо соединить точки по порядку, с какой начнем? (С первой)
- Следующая точка? (Вторая) и т. д.
- Что получилось? (Пароход)
- Ребята, посмотрите, у всех получился пароход? (Слайд № 2)
- Из каких геометрических фигур, состоит пароход и сколько их? (2 квадрата, 2 прямоугольника, 2 треугольника, 3 круга)
- Жители Математического королевства мастерят разные игрушки и хотят нас научить делать игрушку из бумажного круга. И/у «Игрушка из круга».
- Для этого нам надо разделить круг на две равные части, как это сделать? (вызвать ребенка для показа и объяснения)
Дети выполняют задание с раздаточным материалом. (Слайд № 3)
- Покажите половину круга (одну вторую, целый круг. Что больше, а что меньше: целое или часть? (Целое больше части, часть меньше целого)
- Теперь сложите каждую половинку еще раз пополам и по сгибу сделайте надрез, вставьте половинки в прорези. Воспитатель речь сопровождает показом.
- У вас получилась объемная игрушка из плоского круга.
- Профессор Знайкин нас так ждал и волновался, что забыл, какой сегодня день недели, ребята, давайте поиграем вД/и «Дни недели», и Знайкин все вспомнит (с мячом в кругу).
- Сколько дней в неделе?
- Сколько рабочих дней?
- Назови их?
- Сколько выходных?
- Назови их?
- Понедельник, какой день недели?
- Шестой день?
- Какой день сегодня?
- Был вчера?
- Будет завтра?
- Какой день я пропустила вторник,, четверг?
- Молодцы, профессор Знайкин вспомнил дни недели.
- Ребята, за то, что жители Математического королевства, такие гостеприимные, они играли с нами, научили делать игрушку из круга, давайте угостим их малиновым пирогом. И/у «Раздели пирог на части».
- Но жителей королевства много, а пирог один, чтобы каждому хватило, надо пирог разделить на равные части. На какую фигуру похож пирог? (на круг)
- На сколько частей мы умеем делить круг? (умеем делить на 2 части)
- А как разделить круг на 4 равные части? Если дети не могут ответить, воспитатель объясняет и показывает сам.
- Чтобы круг разделить на 4 равные части, сначала его надо разделить пополам, затем каждую половину (одну вторую) разделить пополам.
- Сколько частей получилось? (4 части)
- Каждая из четырех частей называется одна четвертая (показывает часть)
Воспитатель предлагает детям разделить круг на 4 равные части. (Слайд № 4)
-Составьте целый пирог (одного ребенка пригласить к доске).
- Скольких жителей королевства, ты сможешь угостить? (Четырех)
- Каждому достанется, какая часть? (одна четвертая). Покажите ее.
- Сначала вы дали первому жителю одну четвертую часть (убирает часть, затем второму – еще одну четвертую часть (убирает часть, какая часть пирога останется? (Половина или одна вторая)
- Что больше, а что меньше:одна вторая часть или одна четвертая часть? (Больше одна вторая часть, а меньше одна четвертая часть)
- Молодцы, теперь всем жителям достанется по какой части пирога? (по одной четвертой части)
III.Рефлексия.
- Ребята, пришло время вернуться в садик, но прежде давайте поблагодарим жителей Математического королевства и профессора Знайкина. (слайд № 5)
- Понравилось вам в математическом королевстве? Тогда профессор просит продолжить фразу: «Мне было интересно …», «Мне было трудно…», «Я узнал новое…»
- Жители Математического королевства прощаются с нами и ждут новых встреч. Придем еще в гости к Знайкину?
- Профессор Знайкин показал мне короткую дорогу домой, но она лежит через болото, поэтому идти надо только по «кочкам» в порядке обратного счета. (5,4,3,2,1)
- Наше путешествие закончилось, и мы вернулись в садик.
Самоанализ непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»
Тема: «Путешествие в Математическое королевство»
Цель: создать условия для закрепления пройденного материала, продолжать учить делить некоторые предметы на равные части, называть части и сравнивать целое и часть, части.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи)
«Социально- коммуникативное развитие»(приобщение к общепринятым нормам и правилам во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми)
«Игровое развитие» (развитие интереса к дидактическим играм)
«Художественно – эстетическое развитие» (развитие прикладного творчества)
Виды детской деятельности Формы работы
Коммуникативная Приветствие, беседа, вопросы.
Познавательная Дидактические игры, игровые упражнения
Игровая Дидактические игры
Двигательная Дидактические игры
Продуктивная Игровые упражнения
Форма организации: подгрупповая.
Задачи:
Образовательные:
обеспечить повторение пройденного материала (ориентировка на листе бумаги; знание геометрических фигур, цифр; последовательность дней недели; порядковый счет до 10, обратный счет от 5)
отработать умение делить круг на 2 равные части, сравнивать целое и одну вторую часть;
продолжать знакомить с делением круга на равные части, название частей: одна четвертая; сравнение частей одной второй и одной четвертой.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математическим знаниям и умениям, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, память.
Воспитательные: воспитывать навыки организованного поведения на занятиях.
Место проведения: групповая комната.
Количество детей :12 человек.
Структура и содержание занятия соответствуют предложенной тематике, отвечает программным задачам, и соответствует возрастным особенностям детей старшей группы.
1 этап - вводная часть: организационный момент, создание благоприятного эмоционального фона, настроя на совместную деятельность, введение в тему. Это решалось через следующие формы совместной деятельности: писхогимнастика - приветствие в стихотворной форме; беседа с детьми – приглашение в «Математическое королевство», д/и «Лабиринт»
2 этап – основная часть. Совместная деятельность осуществлялась через разнообразные виды деятельности: познавательная, игровая, продуктивная, коммуникативная. Формы работы: д/и «Найди и назови»(закрепление знаний геометрических фигур и цифр, «Дорисуй картинку» (закрепление прямого порядкового счета до 10). И/у «Игрушка из круга» (отработать умение делить круг на 2 равные части, понимать отношения между целым и частью).Физминуткуотдельно из занятия не выделяла, а провела ее в форме игры «Дни недели» с мячом. С новым материалом знакомила детей через решение проблемной ситуации - «Как разделить круг на 4 равные части?». На закрепление материала провела и/у «Раздели пирог на части»
3 этап - рефлексия, где основной задачей было – побуждать детей к самоанализу деятельности. Использовала следующий прием - просьба от профессора Знайкина продолжить фразы «Мне было интересно…», «Мне было трудно…», «Я узнал новое…»
Для поддержания познавательной активности использовала различное оборудование: демонстрационное, раздаточное, ИКТ. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.
На занятии старалась поддерживать благоприятную психологическую атмосферу, поощряла детей, с теми, кто затруднялся, проводила индивидуальную работу.
Дети были активны, со всеми заданиями справились. Получили удовлетворение от достигнутых результатов.
Не учла следующего: детям трудно было работать с картоном и ножницами; использование схем деления круга на части позволяло ограничиться словесными объяснениями детей - все это привело к нерациональному использованию времени, поэтому занятие затянулось.
Этапы Виды детской
деятельности Формы работы Задачи
1.1Организационный момент Коммуникативная Приветствие в стихотворной форме Создание благоприятного эмоционального фона, настроя на совместную деятельность.
1.2 Введение в воображаемую ситуацию Игровая Д/и «Лабиринт» Введение детей в деятельность (закрепление ориентировки на листе бумаги)
2. Основная часть. Игровая
Познавательная
Двигательная
Продуктивная
Коммуникативная Д/и «Найди и назови»
Д/и «Дорисуй картинку»
И/у «Игрушка из круга»
Д/и «Дни недели»
И/у «Раздели пирог на части»
Закрепление знаний геометрических фигур и цифр.
Закрепление прямого порядкового счета до 10.
Отработать умение делить круг на 2 равные части, понимать отношения между целым и частью.
Закрепить умение соотносить день недели и его порядковый номер.
Продолжать знакомить с делением круга на равные части, названием частей:одна четвертая; сравнениемчастей одной второй, одной четвертой.
3. Рефлексия Коммуникативная Беседа с профессором Знайкиным «Продолжи фразу…»
И/у «Кочки» Самооценка результатов деятельности. Выведение из воображаемой ситуации (повторение обратного счета от 5, переключение на другую деятельность.