Наталья Сокальская
Открытое занятие дифференциация звуков [Ж]-[Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дифференциация звуков Ш-Ж.
Задачи:
Образовательные: уточнить представления детей о звуках Ш-Ж.
Коррекционно-развивающие: Закрепить навык различения звуков Ш - Ж в слогах, словах, фразах, предложениях ; закрепить умение делить слова на слоги. Продолжать учить составлять звуковые схемы слов; составлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания предложения; развивать фонематический слух, внимание, мышление; создать положительное психоэмоциональное настроение.
Публикация «Открытое занятие дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Материалы и оборудование: Звуковые дорожки, буквы Ш - Ж на каждого человека, предметные картинки с этими звуками для игры «Ромашка». Наборы для составления схем слов и предложений. Мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором жили такие дети, как и вы. Они все хотели знать, и прилежно занимались. Но в соседнем городе жила злая волшебница, Жушера, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она и заколдовала их. Но оставила такой наказ: «Расколдовать может тот, кто приложит много умения и старания, выполнив задание». За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите слово. Чтобы узнать в кого превратила злая волшебница детей, мы должны составить схемы слов и догадаться, что это за слова.
Игра «Звуковые дорожки».
Я произношу звук, вы думаете, какой это звук, обозначаете его, запоминая последовательность звуков (жаба, кошка).
Какой первый звук в слове жаба? (Ж). Какой третий звук в слове кошка? (Ш).
2. Сообщение темы занятия.
Догадались, какие звуки мы будем сравнивать и различать (Ш – Ж?
3. Характеристика звуков.
Произнесите звук Ш. Кто мне расскажет об этом звуке? (согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначается синим цветом).
Произнесите звук Ж. (согласный, всегда твердый, звонкий, шипящий, обозначается синим цветом).
Чем похожи эти звуки? (согласные, всегда твердые, шипящие, обозначаются синим цветом). Чем они отличаются? Ш – глухой, Ж – звонкий.
4. Проговаривание слоговых рядов.
Чтобы расколдовать детей нужно повторить заклинание со звуками Ш – Ж.
Повторяем по цепочке.
жи – ши ашл – ошл – ушл
ужу – ушу ажл – ожл – ужл
жа – жа – ша шла – шло – шлу
ша-ша – жа жла - жло – жлу
жа – ша – жа жду – шту – шту
За то, что вы справились с заданием Жушера прислала нам букву Ш.
5. Дифференциация звуков в словах.
Возьмите в правую руку букву Ш, а в левую руку букву Ж. Если услышите в слове звук Ш, то поднимите букву Ш. Если услышите в слове звук Ж, то поднимите букву Ж.
Слова: мороженое, шелест, путешествие, флажок, журавли, шар, мышка, жираф, жимолость, шапка, штукатур, пирожное, шарф, вишни, ножи.
Дети получают букву К.
6. Игра «Ромашка». Определение позиции звуков в словах.
Давайте приступим к выполнению следующего задания. Поиграем в игру «Ромашка». Выходите все на ковер. На лепесточках и серединке цветка – картинки. Вам предстоит разобраться в каком слове звук Ж, а каком Ш. (У меня на картинке жираф, в моем слове есть звук Ж…
Посмотрите еще раз на свои картинки и определите, где находятся звуки Ш, Ж – в начале слова, в середине или в конце. Займите место у мольберта, согласно схемам. Поднимите картинки вверх. Дети получают букву О.
Садимся с картинкам за столы, вспоминаем, как мы делим слова на слоги? Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Делим свои слова на слоги. Появляется буква Л.
7. Образование качественных прилагательных от существительных.
Игра с мячом.
а) У Жушеры замок сделан из железа. Значит он какой? (железный). В слове железный какой звук Ж или Ш? (Ж).
б) Посуда сделана из жести. Значит какая она? (жестяная). В слове жестяная какой звук?
в) Кровать покрыта пледом из шерсти.
г) Злая волшебница любит отдыхать на диване из кожи.
д) На окнах висят занавески из темного шелка.
е) На столе лежит ожерелье из жемчуга.
ж) На стуле висит костюм из замши.
з) Жушера любит компот из вишни.
и) Еще она любит лакомиться конфетами из шоколада.
к) Повсюду стоит запах жасмина.
Появляется буква А.
Ребята, прочитайте, какое слово у нас получилось? (ШКОЛА).
8. Физкультминутка.
Скоро в школу мы пойдем
И портфель с собой возьмем.
Книжку, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш.
Будем мы читать, писать
И учится все на пять.
(Пальчиковая гимнастика)
9. Составление предложений со словом ШКОЛА. Составление схемы предложения.
Вспоминаем дружно правило написания предложения.
С буквы большой ты начни предложение,
В этом окажешь ему уважение.
Пишут отдельно слова на строчке,
Но, а в конце мы поставим точку.
Составляем схему предложения.
ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ.
Все выполняют задание за столами, один ребенок у доски.
Сколько слов в предложении? Посчитай.
Что такое с в предложении. (предлог).
10. Итог занятия.
Задание злой волшебницы мы выполнили, злые чары ее рухнули. Дети снова обрели свой вид. Скажите, какие звуки мы сегодня различали и сравнивали? Чем похожи? Чем различаются? Какие задания вам показались самыми трудными? Интересными? Дети, которым вы помогли, прислали вам угощение, конфеты «Ромашка» и «Наслаждение». В названии каких конфет есть звук Ш, звук Ж?