Ольга Костылева
Открытое занятие (опытно-экспериментальная деятельность) «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по опытно – экспериментальной деятельности
Тема: «Воздух»
«Как мы Незнайку учили»
Программные задачи:
- познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачность, заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде, его ролью в жизни человека; способствовать овладению способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать познавательную активность, мышление;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
Публикация «Открытое занятие (опытно-экспериментальная деятельность) „Воздух“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Связка надутых воздушных шаров;
Целлофановые пакеты;
Зубочистка;
Стаканчики с водой и соломинки для коктейля;
Таз с водой, стаканы для детей, салфетки;
Ход занятия:
(дети входят в зал (звучит песня «Улыбка»). Здороваются с гостями.
Воспитатель: от улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется!
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
Ребята, давайте возьмемся за руки, порадуемся новому дню, и подарим друг другу теплые дружеские улыбки.
(В это время в зал заглядывает Незнайка)
Незнайка: Я так не играю (огорченно). Я пришел к вам чему нибудь научиться, а они меня даже не замечают.
Воспитатель: Ой, Незнайка, здравствуй! Как хорошо, что ты пришел.
Незнайка: (перебивая) : Пошалим?
(Подходит к связке с шарами и лопает один из них)
Незнайка (восторженно) : вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук?
Воспитатель: а я знаю, откуда этот звук взялся (интригующе). А вы хотите узнать?
Воспитатель: то, что ты называешь «бабахнул» - это воздух вылетел из шарика.
Незнайка: как вылетел? Куда вылетел?
Воспитатель: сюда, к нам. Он повсюду! (показать жестом)
Незнайка: а я его не вижу. А вы, ребята видите? (обращается к детям). Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет!
Воспитатель: Ребята, Незнайка пришел к нам чтобы учиться. Давайте покажем ему интересные опыты (обращается ко всем)
Воспитатель: тогда приглашаю всех к этому столу.
Опыт 1. обнаружение воздуха с помощью пакета.
(звучит оркестровая композиция Д. Эленгтона «Караван»)
Воспитатель: что у меня в руках? (пакет)
В нем что – нибудь лежит? (дети высказывают предположения)
(воспитатель предлагает детям хорошенько рассмотреть пакет. Музыка звучит громче и воспитатель показывает «фокус» с пакетом:
-показывает со всех сторон;
-складывает в несколько раз;
- взмахивает пакетом, ловя воздух, закручивает пакет)
Воспитатель: что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (дает потрогать детям и Незнайке надутый пакет) Почему пакет стал похож на подушку? (подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух). В пакете воздух, он занял все пространство, и пакет стал похож на подушку.
(дети самостоятельно проделывают опыт)
Незнайка: Я все равно ничего не вижу! Ребята поглядите сами! (предлагает детям посмотреть сквозь пакет).
Воспитатель: Незнайка, ты сомневаешься. Я сейчас проткну пакет острой палочкой. Подставьте свои щечки (воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к Незнайке и к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха). Расскажите о своих ощущениях. (дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух)
Незнайка: как здорово! Я чувствую воздух!
Воспитатель: из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать.
(в это время Незнайка незаметно подходит к столу, где стоят стаканы с водой и соломинки для коктейля)
Воспитатель: скажите, ребята, а внутри нас воздух есть? (дети высказывают свои предположения).
(в это время Незнайка начинает дуть через соломинку в воду и пускать пузыри)
Воспитатель: Незнайка, ты чем там занят?
Незнайка: шалю я, шалю! Идите все сюда, будем вместе шалить!
Воспитатель: будем шалить с Незнайкой? Но шалить будем с пользой.
Опыт 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля
(звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Детский смех. Дети вместе с Незнайкой пускают пузыри в стакане с водой)
Воспитатель: как здорово у вас получается! Вода в стаканах просто бурлит. Почему так произошло? (ответы детей). Откуда вы взяли воздух чтобы дуть в трубочку? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом выдохнуть в трубочку). Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.
Незнайка: а как еще можно увидеть воздух?
Воспитатель: сейчас мы все тебе, Незнайка покажем. Пройдем к следующему столу.
Незнайка: Ой, я что – то устал, а давайте немножко развлечемся?
Воспитатель: Ребята, поиграем с Незнайкой?
(Музыкальная игра «рам - зам – зам»)
Воспитатель: ну что, Незнайка отдохнул? А теперь пройдем к столу.
Опыт 3. Обнаружение воздуха с помощью воды.
Незнайка: и что мы тут делать будем, посуду что ли мыть?
Воспитатель: да нет, же. Потерпи, сейчас все узнаешь.
Для этого опыта мы берем стакан, переворачиваем его вверх дном и медленно опускаем его в таз. Стакан держим очень ровно (что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет). А сейчас снова опустите стакан в таз, но теперь не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода).
Незнайка: а давайте поиграем в игру «Водолаз»?
Воспитатель: а это как?
Незнайка: кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нам нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы (дети предварительно «готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают – «погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть «всплывают» - встают).
Играем все вместе. Сдается первым Незнайка.
Незнайка: все, я не могу больше. Голова закружилась.
Воспитатель: это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле.
Незнайка: что – то я заигрался с вами. Надо Винтику и Шпунтику рассказать обо всем что узнал. До встречи! Еще увидимся!
Незнайка уходит. Дети машут ему вслед. Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: весело провели время? Я думаю это не последняя встреча с Незнайкой, он ведь обещал вернуться. Ребята, как вы думаете, о чем может рассказать Незнайка своим друзьям? ( воспитатель подводит детей к самостоятельному выводу: воздух везде, его нельзя увидеть, но можно почувствовать; при помощи воздуха можно пускать пузыри, без него нельзя дышать)
Воспитатель: Молодцы, ребята, доказали Незнайке что воздух существует, хотите еще поиграть с воздухом? Тогда я вам дарю шарики, и мыльные пузыри.