Папки-передвижки

Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили»

Екатерина Черноусова Фефилова
Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили»

Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Совершенствовать грамматический строй речи через упражнения в употреблении предлогов с существительными в разных падежах.

3. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

4. Коррегировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, анализе.

5. коррегировать зрительное внимание и краткосрочную и долговременную память через упражнения в запоминании и припоминании.

Публикация «Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи „Как мы Путаника учили“» размещена в разделах

6. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить.

Оборудование:

1. Демонстрационное:

Предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов,

конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.

2. Индивидуальное:

Снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Что с чем».

Цель: упражнять в составлении словосочетаний с предлогом «с», закрепить в речи названия предметов и деталей одежды, корригировать зрительное внимание.

- На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).

2. Постановка цели занятия.

- Как мы назовём все предметы одним словом?

- Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?

- Сегодня на занятии мы будем повторять изученные предлоги, составлять с ними предложения и повторим названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

- Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.

- К кому ты пришёл и куда?

- От вам на гости.

- Ребята, я поняла, кто к нам пришёл – это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?

- А что Путаник в предложении перепутал?

- Ребята, о чём мы сегодня на занятии будем говорить?

- Правильно, о предлогах. А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

- Останешься с нами Путаник?

- Конечно останусь с такими хорошими ребятами.

- Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.

3. Основная часть занятия.

Дидактическая игра «Верно-неверно», упражнение «Найди лишний предмет».

Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов в предложении, глагола «надеть», активизировать словарь детей, коррегировать зрительное внимание, мыслительные операции.

- Ребята, встаньте полукругом.

- О чём мы еще сегодня будем говорить на занятии?

- Посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?

- Давайте поможем ему переодеться.

Игра называется «Верно-неверно».

Дети составляют предложения:

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.

Рукавицы на ногах….

Тапки в левом кармане….

Шарф на ноге….

Кепка в правом кармане….

Путаник переодевается.

- Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.

- тапки.

- Что это? - это обувь

- Ещё есть такой предмет? - кепка. Это головной убор.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

Цель: коррегировать зрительное внимание, память, упражнять в составлении сложных предложений с союзом «а».

- А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?»

- Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.

- Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения:

Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с но

Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.

Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.

Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.

Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

- Путаник, а откуда у тебя снежинка?

- А я сюрприз для ребят приготовил.

Дидактическая игра «Найди снежинку».

Цель: упражнять детей в составлении предложений с предлогами по образцу,

коррегировать зрительное внимание.

- Ребята, посмотрите внимательно и найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

- Составьте предложения по образцу:

Я взяла снежинку со стола (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).

Упражнение на дыхание «Вьюга».

Цель: развивать речевое дыхание, силу голоса, развивать фонематическое восприятие.

- Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Следите за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались.

- Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то как звук произносим- тихо или громко? А если вьюга стихнет, то как звук произносим? (тихо).

Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.

- Вдох, вьюга воет (ззззз).

- Вдох, вьюга стихла (ссссс).

Повторить 4 раза.

- Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

- Придумайте предмет одежды со звуком -з-.

Блуза, рейтузы, комбинезон.

- Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

- Придумайте предметы одежды с этим звуком.

Сарафан, свитер, носки, блузка.

- Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

ФЗМ. «Будьте внимательны».

Цель: развивать общую координацию движений, коррегировать слуховое внимание.

- Подпрыгните, если услышите предлог и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук (по, -п-, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, -н-, над, на).

Рисование с последующим составлением предложений.

Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».

Цель: развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

- А сейчас садитесь за столы.

- Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.

- Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.

Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три.

- Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.

- Нарисуйте прямоугольник над квадратом.

- Где находится квадрат? Прямоугольник?

- Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй – прямоугольник.

- Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?

У меня шорты. И т. д.

Составление предложений с предлогом и словом.

- А сейчас составьте предложения с предметом одежды и символом предлога.

- Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.

Игра «В чём ты подаришь рисунок?»

Цель: упражнять в правильном употреблении предлога «в», коррегировать зрительное внимание.

Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.

Коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.

- Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составляйте предложение:

Я подарю рисунок в папке.

Путаник : - У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

- Какой вы использовали предлог в предложении?

«Слушай внимательно».

Цель: упражнять в выделении предлогов из текста, коррегировать слуховое внимание.

- А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.

- Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

У Джона превосходный плащ,

Отличные галоши.

Отличные галоши.

А дождик не идёт - хоть плач!

День, как назло хороший.

На небе тучки ни одной!

У них должно быть выходной.

Это чья рубашка -

Белые горошины?

Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки.

Это чей сарафан -

С белыми ромашками

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки.

Сшила мама дочке

Платье голубое.

Платье голубое

С белою каймою.

До чего нарядно

Весело глядеть.

Надо это платье

К празднику надеть.

4. Итог занятия.

- Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?

- Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.

- Сейчас мы тебя проверим.

Составление предложений с заданным предлогом.

- Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:

Я взял ручку в пенала.

Книга лежит с полки.

Машина выехала из угла.

Книгу взяли из стула.

- Да, молодцы, ребята, научили Путаника предлоги употреблять.

- Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты.

Путаник уходит.

- Ребята, о чём мы говорили на занятии?

- Какие задания вам понравились? - Спасибо за работу.

Самоанализ занятия.

Занятие началось с организационного момента, целью которого было активизировать внимание детей и подвести к целям занятия.

На всех этапах занятия предлагались задания, побуждающие активно использовать предлоги в речи : дети составляли словосочетания, сложные предложения с союзом «а», предложения по образцу, со словом и предлогом, с предлогом, выделение предлогов из текста. Лексический материал был подготовлен по теме «Одежда».

Так же на занятии использовались упражнения на развитие дыхания и фонематического восприятия со звуками -с-, -з-, т. к. на этой неделе мы изучаем звук -з- и различаем

звуки с-з.

В занятия включены и игры и упражнения, направленные на коррекцию психических процессов.

Для активизации детей постоянно происходила смена видов деятельности, был введён персонаж, использовалась наглядность, игровые моменты, динамическая пауза, игра-соревнование.

Все игры и упражнения соответствовали поставленной цели и задачам.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по речевому развитию «Где спрятался предлог?»Дидактическая игра по речевому развитию «Где спрятался предлог?» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической.

Практическое занятие для родителей «Игры и упражнения, направленные на закрепление правильного употребления предлогов в речи» Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на закрепление правильного употребления предлогов в речи. Задачи: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили»
Опубликовано: 27 января 2015 в 19:52
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД