Приложение МААМ

Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили»

Екатерина Черноусова Фефилова
Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Совершенствовать грамматический строй речи через упражнения в употреблении предлогов с существительными в разных падежах.

3. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

4. Коррегировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, анализе.

5. коррегировать зрительное внимание и краткосрочную и долговременную память через упражнения в запоминании и припоминании.

Публикация «Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи „Как мы Путаника учили“» размещена в разделах

6. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить.

Оборудование:

1. Демонстрационное:

Предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов,

конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.

2. Индивидуальное:

Снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Что с чем».

Цель: упражнять в составлении словосочетаний с предлогом «с», закрепить в речи названия предметов и деталей одежды, корригировать зрительное внимание.

- На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).

2. Постановка цели занятия.

- Как мы назовём все предметы одним словом?

- Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?

- Сегодня на занятии мы будем повторять изученные предлоги, составлять с ними предложения и повторим названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

- Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.

- К кому ты пришёл и куда?

- От вам на гости.

- Ребята, я поняла, кто к нам пришёл – это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?

- А что Путаник в предложении перепутал?

- Ребята, о чём мы сегодня на занятии будем говорить?

- Правильно, о предлогах. А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

- Останешься с нами Путаник?

- Конечно останусь с такими хорошими ребятами.

- Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.

3. Основная часть занятия.

Дидактическая игра «Верно-неверно», упражнение «Найди лишний предмет».

Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов в предложении, глагола «надеть», активизировать словарь детей, коррегировать зрительное внимание, мыслительные операции.

- Ребята, встаньте полукругом.

- О чём мы еще сегодня будем говорить на занятии?

- Посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?

- Давайте поможем ему переодеться.

Игра называется «Верно-неверно».

Дети составляют предложения:

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.

Рукавицы на ногах….

Тапки в левом кармане….

Шарф на ноге….

Кепка в правом кармане….

Путаник переодевается.

- Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.

- тапки.

- Что это? - это обувь

- Ещё есть такой предмет? - кепка. Это головной убор.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

Цель: коррегировать зрительное внимание, память, упражнять в составлении сложных предложений с союзом «а».

- А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?»

- Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.

- Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения:

Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с но

Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.

Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.

Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.

Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

- Путаник, а откуда у тебя снежинка?

- А я сюрприз для ребят приготовил.

Дидактическая игра «Найди снежинку».

Цель: упражнять детей в составлении предложений с предлогами по образцу,

коррегировать зрительное внимание.

- Ребята, посмотрите внимательно и найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

- Составьте предложения по образцу:

Я взяла снежинку со стола (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).

Упражнение на дыхание «Вьюга».

Цель: развивать речевое дыхание, силу голоса, развивать фонематическое восприятие.

- Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Следите за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались.

- Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то как звук произносим- тихо или громко? А если вьюга стихнет, то как звук произносим? (тихо).

Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.

- Вдох, вьюга воет (ззззз).

- Вдох, вьюга стихла (ссссс).

Повторить 4 раза.

- Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

- Придумайте предмет одежды со звуком -з-.

Блуза, рейтузы, комбинезон.

- Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

- Придумайте предметы одежды с этим звуком.

Сарафан, свитер, носки, блузка.

- Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

ФЗМ. «Будьте внимательны».

Цель: развивать общую координацию движений, коррегировать слуховое внимание.

- Подпрыгните, если услышите предлог и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук (по, -п-, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, -н-, над, на).

Рисование с последующим составлением предложений.

Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».

Цель: развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

- А сейчас садитесь за столы.

- Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.

- Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.

Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три.

- Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.

- Нарисуйте прямоугольник над квадратом.

- Где находится квадрат? Прямоугольник?

- Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй – прямоугольник.

- Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?

У меня шорты. И т. д.

Составление предложений с предлогом и словом.

- А сейчас составьте предложения с предметом одежды и символом предлога.

- Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.

Игра «В чём ты подаришь рисунок?»

Цель: упражнять в правильном употреблении предлога «в», коррегировать зрительное внимание.

Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.

Коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.

- Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составляйте предложение:

Я подарю рисунок в папке.

Путаник : - У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

- Какой вы использовали предлог в предложении?

«Слушай внимательно».

Цель: упражнять в выделении предлогов из текста, коррегировать слуховое внимание.

- А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.

- Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

У Джона превосходный плащ,

Отличные галоши.

Отличные галоши.

А дождик не идёт - хоть плач!

День, как назло хороший.

На небе тучки ни одной!

У них должно быть выходной.

Это чья рубашка -

Белые горошины?

Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки.

Это чей сарафан -

С белыми ромашками

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки.

Сшила мама дочке

Платье голубое.

Платье голубое

С белою каймою.

До чего нарядно

Весело глядеть.

Надо это платье

К празднику надеть.

4. Итог занятия.

- Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?

- Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.

- Сейчас мы тебя проверим.

Составление предложений с заданным предлогом.

- Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:

Я взял ручку в пенала.

Книга лежит с полки.

Машина выехала из угла.

Книгу взяли из стула.

- Да, молодцы, ребята, научили Путаника предлоги употреблять.

- Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты.

Путаник уходит.

- Ребята, о чём мы говорили на занятии?

- Какие задания вам понравились? - Спасибо за работу.

Самоанализ занятия.

Занятие началось с организационного момента, целью которого было активизировать внимание детей и подвести к целям занятия.

На всех этапах занятия предлагались задания, побуждающие активно использовать предлоги в речи : дети составляли словосочетания, сложные предложения с союзом «а», предложения по образцу, со словом и предлогом, с предлогом, выделение предлогов из текста. Лексический материал был подготовлен по теме «Одежда».

Так же на занятии использовались упражнения на развитие дыхания и фонематического восприятия со звуками -с-, -з-, т. к. на этой неделе мы изучаем звук -з- и различаем

звуки с-з.

В занятия включены и игры и упражнения, направленные на коррекцию психических процессов.

Для активизации детей постоянно происходила смена видов деятельности, был введён персонаж, использовалась наглядность, игровые моменты, динамическая пауза, игра-соревнование.

Все игры и упражнения соответствовали поставленной цели и задачам.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по речевому развитию «Где спрятался предлог?»Дидактическая игра по речевому развитию «Где спрятался предлог?» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической.

Практическое занятие для родителей «Игры и упражнения, направленные на закрепление правильного употребления предлогов в речи» Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на закрепление правильного употребления предлогов в речи. Задачи: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили»
Опубликовано: 27 января 2015 в 19:52
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Черноусова Фефилова (УИ 37508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД